Тема Птицы в традиционной материальной культуре. Образы птиц в вышивке, ткачестве, деревянной резьбе Районном этапе областного конкурса проектных работ Экологическая мозаика
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Личадеевская средняя школа»
Ардатовского муниципального района
Тема
"Птицы в традиционной материальной культуре. Образы птиц в вышивке, ткачестве, деревянной резьбе"
Районном этапе областного конкурса проектных работ
"Экологическая мозаика"
Номинация:
"С высоты птичьего полета "
Авторы : 1.Королев Сергей Витальевич, ученик 7 класса, 13 лет
2.Крюков Александр Андреевич, ученица 6 класса, 12 лет
3.Баранова Алина Николаевна, ученица 9 класса, 14 лет
Руководитель:
Сарина Наталья Алексеевна,
учитель биологии
с.Личадеево 2015г
Оглавление:
Введение 3-4стр.
Цели и задачи. 5 стр.
Метод исследования. 6 стр.
Сбор информации. 7- 10стр.
Вывод 11 стрЛитература 12 стр.
Приложение 13-16 стр.
Введение.
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие. Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. right0Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
История русской вышивки
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатй крест – пожелание добра и взаимопонимания.Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.Историки разделют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам. Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. Вышивка северных областей - характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот.
Мы, как ученики Личадеевской СШ заинтересовались традициями наших предков и решили довести сведения в первую очередь до учащихся нашей школы.
2.Цель: Применение и использование вышивания в современных условиях, а также рассказать о народных традициях друзьям, обучающимся не только своей школы, но и соседним школам своего района.
Задачи:
- изучить по литературным источникам информацию о вышивке;
- познакомить учащихся нашей школы с традициями вышивки; -развивать у подростков чувства патриотизма, любовь к народным традициям.
3 .Метод исследования.
В данной работе мы исследовали следующие формы и методы.
Методы: опросный, беседа, фотографирование, наглядный.
Опросный метод как один из основных методов исследования. Он
Позволяет получить вполне надёжную информацию практически о чём угодно.
Метод опроса – самый распространённый из всех социологических методов, имеющий самую богатую и давнюю историю.
Беседа- метод изучения личности, её мотивов, чувств, мышления, намерений понимания стоящих задач. Беседа дополняет наблюдение
и эксперимент. В ходе беседы человек объясняет другим людям особенности в той или иной ситуации.
Наглядный – метод используется во взаимосвязи со словесным и практическим методами и предназначаются для наглядно- чувственного
Ознакомления учащихся с явлениями , процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Фотографирование-совокупность способов получения изображений,
воспроизводящих с некоторой точностью фотографируемых объектов.
Таким образом, различные методы повышают интерес учащихся к изучаемому проекту.
Различные методы позволяют повысить мотивацию учащихся к выполняемому проекту, обеспечивают поиск ответов и вопросов, результатом являются различные дополнительные источники.
Методы также создают при выполнении данной работы ситуации успеха,
доброжелательности и доверия.
4. Сбор информации.
Паспорт исполнителя:
Клочкова Александра Николаевна родилась 14 августа 1934г в д.Помилиха. Эта деревня находится за рабочим поселком Мухтолово. Закончила 4 класса и сразу пошла работать, работала на железной дороге. В 26 лет вышла замуж и переехала в с. Голяткино, родила 4 детей. Как дети подрасли, пошла работать в колхоз, потом перед пенсией работала в садике и школе поваром. Семья у них была очень дружная. Александра Николаевна вспоминает свое детство с большой любовью. Прожив много лет в с.Голяткино, она знает много интересных историй не только в селе в котором она живет, но и близ лежащих сел.
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов Клочковой А.Н.. 15 октября 2015 года Крюковы Александром.
Рассказ Александры Николаевны.
Александра Николаевна рассказала, как ее родители учили с самого детства лет с 11 вышивать. У меня в то время такой азарт был, что я готова была всю ночь вышивать. Я в этом не раскаялась, что я научилась так рано, зато когда время пришло замуж выходить, я за неделю все себе приданое приготовила. В своем приданом я вышивала на покрывале журавлей, мне посоветовала моя бабушка, она говорила, что у тебя дочка будет супружеская верность, долгая жизнь с любимым человеком и долгая любовь. На стену я готовила и цветы, и животных и голубей. Голубь означает, что у супругов в жизни будет красота и чистота, а когда два голубя вышиваешь – означает верная любовь, дружба. Как сейчас помню, перед свадьбой развесили мое приданое, покрывало на кровать, занавески и вышиты и выбиты были, а на стены повесили вышитые птицы, цветы и животные. Была такая красота, что сейчас такой не найдешь, это было все сделано своими руками. Я старалась соблюдать перед свадьбой все приметы, чтоб жизнь у меня была хорошая. Прабабушка моя говорила, если птицу вышиваешь любую на ветке, например рябине, то будет двойная защита дома от зла, зависти и ненависти. Вышла я замуж удачно, муж меня любил, ценил, ни разу рукой не тронул, а детей как любил, каждый вечер играл с ними, воспитывал их, занимался с ними, учил их уму и разуму. Я жила за ним как за каменной стеной. Выросли дети мои, я тоже им старалась подсказывать, но они вышивать не захотели, но зато вязать научились. Обидно то, что мои дети сохранили, но не все мои вышивки и оставшиеся я берегу в узелочке и прячу в сундучок.
Паспорт исполнителя
Щетинина Татьяна Михайловна 17.05.1958 года рождения, закончила 8 классов, потом Ардатовский техникум, вышла удачно замуж и живет в с Стексово. До пенсии и после пенсии работает товароведом. Татьяна Михайловна любит свое село, часто своим внукам рассказывает о своем детстве.
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов Т.М.Щетининой 14 октября 2015 года Королевым Сергеем в селе Стексово.
Рассказ Евгении Владимировны.
Татьяна Михайловна рассказала нам о своем детстве, как они дружно вышивали. Бывало и песни запевали и под песни трудились, старались, а также делали то, что прикажут родители. Мы выполняли все, что они скажут. Обычно вечерами вышивали, но вместе с нами вышивали бабушки и мамы, если что-то не так они нам подсказывали, подучивали. Учили нас с самого начала вышивать крестиком, потому что крест – это символ большой защиты от зла, пожара, зависти. Потом после креста, мы обводили рисунок, нарисованный на белом полотне, его начинали обводить защитными знаками. В то время мы чего только не вышивали, вышивали и цветы, разных видов животных и птиц. Вышивать старались не торопиться, чтобы рисунок был красивым. Выбирали цвета соответствующие данному рисунку. Цветы вышивали более яркими нитками, а животные более темными. При работе птицами тут, конечно применяли разные цвета и светлые и темные, чтобы показать необычную красоту птицы, особенно при полете. Вышивали птиц таких как голубя, петуха домашнего, гусей, но еще вышивали синицу и скворца. При оформлении птицы старались подобрать рисунок, желательно, чтобы птица сидела на веточке. Если птица сидит на ветке рябины, то это очень большая даже двойная защита от всего. Занавески и все, что вышито с птицами вешали на великие праздники, такие как пасха, рождество святой богородице, а на другие праздники старались вешать с другими рисунками, такими как животные и цветы. Я помню, моя бабушка вышивала целую стаю птиц, в основном синиц. Стая синиц символизирует дружбу в семье, удачу, счастье и сплоченность семьи. Старые люди все знали и верили во все приметы, потому что приметы иногда сбываются. Например, если птица залетит в дом, значит, жди какую-то новость. Новость обычно бывает неприятной, люди очень много случаев замечали в своей жизни, а вот когда птица в окно постучит, жди гостей или письмо. Эти приметы всегда совпадали, питухи дерутся, тоже жди гостей. Вот мы чем занимались вечерами, делали красивые украшения для дома и готовили себе приданое.
Паспорт исполнителя
Романова Светлана Викторовна 1974 года рождения, проживает в с. Личадеево, Ардатовского района.
Светлана Викторовна закончила 10 классов и поступила в педагогический институт. После окончания института стала работать в Личадеевской школе преподавателем начальных классов. Светлана Викторовна с большой любовью и гордостью рассказывает с большой любовью рассказывает о своем детстве, не только своим детям, но и учащимся школы.
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов Романовой С.В. 15 октября 2015 года Барановой Алиной в с. Личадеево.
Рассказ Романовой Светланы Викторовны.
Светлана Викторовна рассказала нам, как их учила прабабушка вышивать т.к. матери было некогда, работала с утра до вечера, приходила ели живая. У нашей бабушки я помню, был какой- то круг, на него накладывали материал и укрепляли, потом карандашом рисовали рисунок. Готовили нитки разноцветные и выбирали из них, какие пойдут для данного рисунка. Начинали вышивать с середины крестиком, потом обводили весь рисунок. Это было самое основное начало, потом вышивали до готовности. Я вышивала птиц на подзорнике для кровати, на занавесках, на всех вещах, мне так посоветовала моя прабабушка. Она говорила, во- первых птица-это счастье, любовь, долговечная жизнь, во-вторых является хорошей защитой от недобрых людей. Если даже я иногда вышивала цветы на подзорнике, то обязательно хотя бы с края надо вышить маленькую птичку желательно с веточкой. Моя прабабушка вышивала голубя, на большом белом полотне и потом вешала на стену. Голубь означал дружба и радость в семье и вешала эту птицу в течение всего года, постирает и опять на стену. В запасе у прабабушке были еще вышитые птицы, она уже готовила в замен, когда эта вышивка выходила из строя. Светлана Викторовна умеет вышивать, ведет кружки учит детей хорошему ремеслу, при этом соблюдает все правила. На лицевой стороне старается показать детям, что не одного узелочка не должно оставаться. Светлана Викторовна помнит интересную историю про свою бабушку. Моя бабушка вышивала на белом полотне обычно много птиц, зимой вышивала синиц на веточках калины или рябины. Вышивку начинала, как и все с криков, но крестики ставила обычно ночью в 12 часов, она говорила, что это будет для дома тройная сила защиты от всего, а потом рисунок можно было доделывать и днем и вечером другого дня. Синица означала символ дружбы в семье среди родных, также было замечено, что эти птицы приносили удачу. Летом моя бабушка вышивала других птиц голубей, а весной и осенью журавлей и вешала на стены птиц соответственно по сезонам. Такое правило способствовало богатству, дружбе, удачи, любви в семье.
Вывод:
Выполнив эту работу, мы узнали много интересного, узнали о вышивках, о правилах вышивания птиц, узнали как люди берегли, хранили свои вещи сделанные своими руками. Каждая вещь, сделанная своими руками, имеет очень интересную историю. Учащиеся узнав такие интересные истории, решили донести до других учащихся своей и соседней школы.
Литература
1. Вышивание// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.\
2.Фалеева В. А., Русская народная вышивка [в. 1]. Древнейший тип, Л., 1949;
3.Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1957;
4.Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII—XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961;
5.Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461—480 (библ. на c. 493);
6. М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» - Ярославль: «Академия развития», 1997- 208с. 7. Интернет-ресурсы. 8. Опросные сведения жителей.Работа ребят кипит.