Выступление на психолого-педагогическом семинаре Психологический комфорт на уроке
Османова Саиде Серановна
Учитель начальных классов
МОУ «Вольновская школа»
Джанкойского района
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Цели:
1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
2. Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.
Задачи:
рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;
разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;
создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.
Оборудование: карточки для визуализации; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал “эмоционально-личностные особенности младших школьников”
План
1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)
2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
3. Теоретический ввод:
освещение проблемы создания психологического комфорта младших школьников в нормативно-правовых документах
определение психологического комфорта;
принцип психологического комфорта.
4. Работа в группах:
эксперимент-отступление;
изучение эмоционально-личностных особенностей младших школьников и представление конкретных рекомендаций (метод “Проработка темы в группе”)
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).
6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).
Этап I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы педсовета
1. Психологический настрой.
Мое выступление я хотела бы начать с психологической разминки.
Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем педсовете.
Я не зря начала семинар с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому моего выступления «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника».
II. Вхождение в тему.
Метод «Ассоциации».
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? У каждой группы на столе находится карточка со словом «комфорт». Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.
III. Теоретический ввод.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:
выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.
IV. Работа в группах.
1. Эксперимент – отступление.
Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.
Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.
Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.
2. Игра-тренинг. «Оргпсихологический момент - камертон урока».
Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга? Покажит.
Например: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства".
На доске три облачка - белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
3. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Создание ситуации успеха
Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.
Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Успех - категория не абстрактная... Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.
Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.
Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это - беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.
Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.
Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.
Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех - формировать его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.
Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.
Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, "про себя", не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.
Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.
Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.
4. Разработка группами системы мер по созданию психологического комфорта
Продолжите таблицу:
Экология воспитания
Что можно
Что нельзя
(объективно оценивать учащихся, уважительно вести диалог с детьми, воспитывать добротой...)
(унижать личность, проявлять личную неприязнь к ученику, допускать бестактность, оскорблять, говорить повышенным тоном...)
Группы зачитывают и обсуждают наработанное, затем сдают в аналитическую группу для обработки.
Золотые правила психологического комфорта на уроке
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Памятка учителю.
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
V. Рефлексия. (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно
Мое выступление мне хотелось бы закончить притчей.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515