Среднесрочное планирование уроков биологии в 9 классе по теме Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции


Саакян Елена Алексеевна портфолио учителя
филиал ЦПМ 1 уровня
г. Усть-Каменогорск 28.08.2014 год
Среднесрочное планирование уроков по теме «Эволюция».
(23 часа)
Раздел «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции» (4 часа).
Цель: Характеризовать основные этапы формирования эволюционных знаний и доказательства эволюции.
Тема урока и цель обучения Активные формы работы Результаты обучения Оценивание Вовлечение в работу на уроке всех учащихся Основные ресурсы
Тема 1(35):
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка.
Знать вклад в развитие эволюционных учений К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. - Совместное целеполагание через постановку проблемного вопроса
- Парное взаимодействие
- «Карусель» - обсуждение увиденного видео-фрагмента.
- «Сигналы рукой».
- Рефлексия
Понимают и знают значение термина «эволюция», называют этапы развития эволюционных взглядов, имена ученых, их вклад в науку. Работают со справочной литературой, систематизируют, сравнивают эволюционные представления разных ученых, обобщают информацию. Техника «Сигналы рукой» после просмотра видео и работы по стратегии «Карусель».
Техника задавания уточняющих вопросов «Почему? Каким образом? Как?»
Рефлексия Слабые учащиеся окажут помощь в паре при обсуждении видео и работе в «Карусели», припоминая увиденные факты и называя их. Примут участие в составлении кластера, приводя примеры бессистемно, но используя элементы анализа отдельных аспектов.
Попробуют провести самооценку с помощью рефлексии.
Средние учащиеся примут участие в обсуждении проблемного вопроса. Предложат идеи во время «Карусели» и составлении кластера и смогут их частично обобщить и озвучить. Смогут провести самооценку- рефлексию по большинству аспектов.
Сильные учащиеся возьмут на себя руководство за организацией работы в паре, проанализируют факты, идеи вовремя обсуждения проблемного вопроса, «Карусели», составления кластера, резюмируют итоги, покажут хороший уровень рефлексии. Видео «Эволюция – часть 1»
Маршрутный лист изучения темы
3. Презентация к уроку.
Тема 2(36):
Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции.
Знать основные положения теории Ч. Дарвина и синтетической теории эволюции.
Обратная связь по рефлексии прошлого урока.
Проблемный вопрос.
Совместное целеполагание.
Диалогическое обучение.
Самообучение.
- Парное взаимодействие
1. результате работы с учебником самостоятельно охарактеризуют основные положения теории Ч. Дарвина и их прогрессивный характер в сравнении с теориями К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
2. Назовут движущие силы эволюции, проанализируют, объяснят причинно-следственные связи, приведут примеры из текста.
3. Смогут в ходе диалога с учителем и в парах графически представить положения теории Ч. Дарвина Техника задавания уточняющих вопросов «Почему? Каким образом? Как?»
Слабые учащиеся смогут составить характеристику теории , опираясь на текст учебника и видео. Попробуют принять участие в диалоге в паре.
Попробуют провести самооценку.
Средние учащиеся примут участие в обсуждении проблемного вопроса. Смогут выявить отличительные признаки теории Ч. Дарвина в предложенном тексте и определят по ним ее прогрессивное значение. Примут участие в диалоге с учителем и между собой.
Смогут провести самооценку.
Сильные учащиеся возьмут на себя руководство за организацией работы в паре, проанализируют факты, идеи во время обсуждения проблемного вопроса, активно поучаствуют в диалоге с учителем и в паре, резюмируют итоги при составлении графической схемы теории Ч. Дарвина, покажут хороший уровень самооценки. 1. Дополнительный текст.
2. Видео о теории Ч. Дарвина (Эволюция – часть 2)
4. Презентация к уроку.
Тема 3(37):
Доказательства эволюции.
Знать эмбриологические доказательства, морфологические доказательства, палеонтологические доказательства, биогеографические доказательства эволюции.
Работа в группах: распределить иллюстрации по группам и дать этим группам название (КМ). Проблемный вопрос.
Самостоятельная работа с учебником. Будут знать понятия дивергенция и конвергенции, гомологичных и аналогичных органах. Смогут узнавать их на конкретных примерах растительного и животного мира. Смогут называть их отличительные особенности. Смогут называть доказательства эволюции органического мира, работать с информацией, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Анкета для самооценивания (стр. 47 методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся») в конце урока Слабые учащиеся смогут составить характеристику доказательств эволюции , опираясь на текст учебника и видео. Попробуют провести самооценку.
Средние учащиеся примут участие в обсуждении проблемного вопроса. Смогут характеризовать и сравнивать доказательства эволюции.
Смогут провести самооценку.
Сильные учащиеся возьмут на себя руководство за организацией работы в паре , проанализируют факты, идеи во время обсуждения проблемного вопроса, активно поучаствуют в диалоге с учителем и в паре, резюмируют итоги, покажут хороший уровень самооценки. Задания на повторение и закрепление
Презентация к уроку
Анкеты для самооценки.
Тема 4(38). Вид. Критерии вида. Популяция.
Лабораторная работа № 7.
«Морфологические особенности растений различных видов»
Знать понятие вида, популяции, критерии вида. Проблемный вопрос.
Лабораторная работа в паре.
Самостоятельная работа с учебником. 1. Самостоятельно охарактеризуют понятия «вид», «популяция», критерии вида, работая с учебником.
2. Смогут с помощью инструкции выполнить лабораторную работу.
3. Смогут называть морфологические особенности растений разных видов.
4. Определят систематическое положение вида таксономические категории: вид – тип – подцарство – царств, опираясь на текст с дополнительной информацией.
5. Смогут в ходе диалога с учителем и в парах сделать вывод о критериях вида. Рефлексия «Домик» Слабые учащиеся смогут составить характеристику, опираясь на текст учебника и видео. Примут участие в лабораторной работе под руководством учителя или более сильных учащихся.
Попробуют провести рефлексию.
Средние учащиеся примут участие в обсуждении проблемного вопроса. Смогут выявить отличительные признаки предложенных видов и определят их систематическое положение. Смогут выполнить лабораторную работу самостоятельно.
Смогут провести самооценку.
Сильные учащиеся возьмут на себя руководство за организацией работы в паре во время лабораторной работы , проанализируют факты, идеи во время обсуждения проблемного вопроса, активно поучаствуют в диалоге с учителем и в паре, резюмируют итоги, покажут хороший уровень рефлексии. Инструкция к лабораторной работе.
Дополнительная информация.
Презентация к уроку.