Внеклассное мероприятие «Уроки веры и благочестия»
Внеклассное мероприятие «Уроки веры и благочестия»
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И было у него…
Так обычно начинаются сказки. Но наша история - это не выдуманный сюжет, это настоящая правда - страница истории нашего Государства Российского. Только звали его не царь, а Император Всероссийский.
В Истории России трагична и уникальна судьба семьи последнего Императора Николая 2. Сегодня мы поговорим об этом, и вы немного больше узнаете историю своей страны, своего города, потому что, то время, о котором пойдёт речь, столицей Российского государства был наш город – Санкт-Петербург.
Слушая рассказ о семье Николая 2, я буду обращаться к вам для оценки собственных поступков, или поступков вашей семьи.
Итак, начинаем свой рассказ.
Родился будущий Император Николай 2 весной -6(18)мая 1868года и был старшим сыном (и значит наследником) Императора Александра 3 и Императрицы Марии Феодоровны Романовых.
Отец сам воспитывал сына в строгости и также строго спрашивал с тех воспитателей и учителей, которые давали будущему Императору светское и духовное образование. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение следовать российским традициям. В юном Николае воспитывались такие добродетели как: милосердие, справедливость, совесть, верность, послушание, трудолюбие, сострадание и любовь. «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было)» - такие важные слова из семейной православной морали пронёс Николай 2 через свою жизнь и жизнь своих детей.
А вы, слышали такие слова от своих близких? Как вы их понимаете? (ответы детей)
Наша история продолжается. В 16 лет Цесаревич Николай Александрович впервые увидел и познакомился с юной принцессой Алисой Гессенской – немецкой принцессой и в течении 10 лет помнил о ней. Эту любовь он сохранил до своего совершеннолетия и просил отца благословить его на брак. После смерти отца, 14 ноября 1894 года в скромной обстановке состоялось бракосочетание. В 26 лет он стал главой семьи Романовых и Императором Российской империи.
В семье Императора Николая 2 и Императрицы Александры Фёдоровны было 4 дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но очень ждали в семье наследника и вот 30 июля (12 августа) 1904 года появился 5 ребёнок, долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич. Имя своё он получил в честь святителя Алексия Московского. Но мальчик от рождения болел страшной болезнью-заболеванием крови. Никто из членов семьи никогда не показывал своих страхов в связи с болезнью ребёнка, и он чувствовал себя таким же, как и все дети. Вера в Бога, свой долг царского служения – была основой всех взглядов Николая 2. Детям прививалось тоже любовь к Богу, любовь к Родине.
Николаю 2 , который стал Святым Русской Православной Церкви, оставлено его предками завещание: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Это завещание он старался нести достойно и воспитал своих детей в уважении к человеку.
Взгляды Государя и Его семьи на человеческие взаимоотношения были чистыми и благородными, проникнуты доброжелательностью. Отец требовал и от детей уважения и внимания к нуждам любого человека, даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое. Так однажды Цесаревич разбросал вещи на берегу, слуга хотел их поднять, но Государь, обращаясь к Наследнику, заставил его самого поднять их.
- А ваши родители собирают за вас вещи? (ответы детей)
Может быть кто-то из вас позавидовал “царские дети, хорошо им быть…» Но историки отмечают следующее: жизнь царственных детей не была роскошной. Родители не хотели, чтобы дети стали изнеженными и распущенными, поэтому как в быту, так и в воспитании были свои нормы. Они могли сегодня позавидовать скорее вам, современным детям, которые имеют всё самое лучшее. А тогда они жили по двое в комнате, спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, младшие донашивали вещи за старшими. Сама мать, Александра Фёдоровна строго следила за выбором книг, которые читали дети, и режимом дня :
8 утра - подъём, холодная ванна;
9 часов – завтрак;
13 часов -2 завтрак;
17 часов – чай;
8 часов вечера – общий ужин.
В расписание дня входило обучение арифметики, чтению и Закону Божьему. Дети знали 4 языка – русский, английский, французский и старшие – немецкий. Готовили их и к светской жизни. В это же расписание включались танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.
А у вас такой же насыщенный день или вы скучаете? (ответы детей)
Родители бережно оберегали детей от всего непотребного «отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, чтобы никто при детях не произносил грубых непристойных и бранных слов и не сердился».
А некоторые дети сегодня не только слышат такие слова от родителей или окружающих, но и повторяют нецензурные слова. Чему они вас научат, эти слова?
Началась 1 мировая война. Сама Государыня и её юные дочери работали в госпиталях, посещали раненых. Чтобы показать мальчику, наследнику реальную жизнь его будущих подданных, Государь возил своего сына Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносит ущерб здоровью его сына. Жена и мать, Александра Фёдоровна, во всём поддерживала супруга. «Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог».
А вы с родителями часто навещаете больных бабушек и дедушек, или просто своих соседей? Мы в своём мире часто не замечаем, кто живёт рядом с нами, и нужна ли ему наша помощь.(ответы)
Первая мировая война обернулась катастрофой для Российской Империи и для династии дома Романовых.
К февралю 1917 года, потеряв сотни тысяч убитыми, страна дрогнула. Начались голодные бунты, забастовки рабочих, войска, которые должны были сохранять порядок в городе, подняли мятеж. Царю поставили ультиматум – отречение от власти. Ради себя, своей семьи он отрёкся от трона, который его династия занимала с 1613 года. Временное правительство поместило семью сначала под домашний арест, а позднее отправило в Тобольск, отдалённый Сибирский город.
В ноябре 1917года произошла революция и новому вождю России, В. Ленину, пришлось решать множество проблем, в том числе и с судьбой бывшего царя, ставшего его пленником.
В апреле 1918 года, когда Белая гвардия, сторонники царя, продвигались к Тобольску, царскую семью перевезли в Екатеринбург, в «Дом особого назначения», где впоследствии в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была растрелена.
Участь своих родителей разделили их дети. Единственной их виной в глазах палачей было их царское происхождение. За что? Почему? Дети семьи Романовых шли на смерть сознательно, потому что с молоком матери, воспитанием отца, они приобрели в жизни такие ценности как СЕМЬЯ, ДРУЖБА, КРОТОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, СОВЕСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПОСЛУШАНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.
Наш рассказ о Семье последнего русского императора закончился, но и сейчас многие историки и люди, которые интересуются историей своего Отечества, которые хотят понять как, что и почему, восхищаются Семьёй Николая 2. И не просто так в 2000 году Архиерейский Собор причислил всех членов монаршей семьи к лику Святых Страстотерпцев.
Останки Семьи последнего Российского Императора обрели покой в Петропавловской крепости, куда они были перезахоронены в июле 1998года. Приходя сюда, вспомните, какая была семья, пожелайте себе и ближним своим любви, верности, терпения и прощения.
Мы должны понимать, что мы не можем переделать весь мир, но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда весь мир станет светлее и добрее.
А сейчас, давайте напишем слова, которыми вы охарактеризовали бы семью Николая 2, его детей, его отношение к близким. Что вам понравилось, что вы бы хотели видеть в своих семьях.