Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие по стране Грамматике
Открытое внеклассное мероприятие
по русскому языку
Учитель: Филатова Татьяна Анатольевна
2014-2015 год
Цели: Развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку; активизировать внеклассную работу по русскому языку в начальной школе. Развивать умение работать в команде.
.
Ход мероприятия:
Ведущий. Дорогие ребята. Вот и подходит к концу этот учебный год. Я уверена, что вы узнали много нового и многому научились. Как вы считаете, какой предмет самый важный? Мы с вами русские люди, и поэтому должны грамотно говорить и писать на родном русском языке. Мы собрались сегодня, чтобы вы могли проверить себя в этом направлении.
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ведущий 2. Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
А знаменитый поэт К. Бальмонт написал о русском языке стихотворение.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
Ведущий. Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали свой родной язык, ведь он такой интересный.
Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране Грамматике. Сделать это нам помогут две команды. Одна называется Грамотеи. Другая- Знатоки. Болельщики могут тоже проверить свои знания и способности.
Оценивать достижения команд нам поможет компетентное жюри.
Путь наш по стране Грамматике будет нелёгок. Та команда, которая с честью преодолеет все препятствия и станет победителем.
Итак, в путь!
I Представление команд
Команда 1
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Команда 2
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 1
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда 2.
И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
II Игра
1 препятствие:
Знаменитый русский писатель так сказал о русском языке.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Ваша задача выбрать из набора букв те, которые не повторяются и назвать его фамилию. ( А.И. Куприн)
Молодцы! С этим заданием вы справились.
От самых маленьких единиц, с которых мы начинаем изучение родного языка - букв, мы переходим к более крупным – словам.
Послушайте стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое -незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море - море слов –
Купаться ежечасно!
2 препятствие:
Какая команда составит больше слов, а именно нарицательных имён существительных , из букв слова «грамматика». За каждое слово очко.
3 препятствие:
Анаграммы
Каждой команде предлагается по 6 слов, из которых надо получить новые слова, поменяв местами буквы.
ЛЕТО – (ТЕЛО)
МАЯК – (ЯМКА)
АТЛАС – (САЛАТ)
КОМАР – (КОРМА)
КУКЛА – (КУЛАК)
ВЕСНА – (НАВЕС)
Продолжаем работать со словами. Послушайте стихотворение:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Следующее задание поможет вам проверить свой словарный запас.
4 препятствие:
Словострой.
Придумайте слова по этим схемам. За каждое слово – очко.
5 препятствие:
Закономерности.
Составьте новое слово из слогов стоящих рядом слов.
Промежуточное подведение итогов.
Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Послушайте стихотворение о пословице.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
6 препятствие:
Сейчас я хочу предложить вам продолжить пословицы.
Любишь кататься - /люби и саночки возить/;
Весна красна цветами, а /осень снопами/;
Декабрь год кончает, а /зиму начинает/;
Не спеши языком - /торопись делом/;
Труд человека кормит, а /лень портит/;
Не стыдно не знать, а стыдно /не учиться/
7 препятствие:
Составьте предложение или рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы . Знатоки с буквы «к». Грамотеи с буквы «м».
Сколько слов вы используете, столько очков получите.
А болельщики поработают над пословицами.
Человеческое слово/острее стрелы/;
Видно птицу /по полёту/;
Речи, что мёд,/а дела – полынь/;
Испокон века /книга растит человека/.
Давайте отдохнём и послушаем стихотворение «Части речи».
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем Части речи!
8 препятствие:
Здесь как раз идёт разговор о частях речи. Вам надо будет подобрать одно прилагательное, которое по смыслу подходит сразу к двум существительным.
Человек и небо; море и солнце; камень и характер; день и свитер; газета и утро; ветер и печь.
И, наконец, последнее 9 препятствие на вашем пути.
Прочтите слова Ивана Сергеевича Тургенева
Вы должны исправить ошибки в тексте. За каждую найденную ошибку очко.
Во дни сомнений, во дни тягосных расдумий о судбах маей родины, ты один мне потдершка и опора, о великий, могучей, провдивый и свободный руский езык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершаеться дома? Но нелзя верить, чтобы такой езык не был дан великому народу!
Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию лингвистическую шутку в исполнении ребят.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»
-Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот несу мела...
- Что не сумела?
- Отстань.
-Да ведь ты говоришь: «Не сумела!» Что не сумела-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Я сказала: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
-Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что-о?!
- Ну, ты же сама сказала: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Поняла? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорила!
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
-А ну тебя...
-Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
III Подведение итогов. Объявление результатов.
Дорогие ребята. Вы большие молодцы!
Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Больше читайте! Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: Кто много читает, тот много знает.
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
СПИСОК РЕСУРСОВ
Арутюнов А.С. Игровые задания на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1984.
Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе. Под редакцией Н.В. Мальцевой и др. Л., «Просвещение», 1987.
Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М., «Просвещение», 2003.
Панов Б.М. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1999.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 1994.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15