ИКТ как средство эффективного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса
ИКТ как средство эффективного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса
План семинара:
Диагностическое определение использования информационно-коммуникативных технологий педагогами дополнительного образования;
I. Теоретическая часть. «ИКТ как средство эффективного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса»;
II. Теоретическая часть. Обзор цифровых образовательных ресурсов;
Практическая часть. Создание личного сайта.
Рефлексия. Рекомендации по оформлению и применению ИКТ на занятиях и мероприятиях.
Заключение.
Диагностическое определение использования информационно-коммуникативных технологий педагогов дополнительного образования (участвовало 25 педагогов).
Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
ИКТ-компетентность педагога (базовый уровень)
Установить на компьютер электронный учебник по своему предмету;
Провести урок с использованием электронного учебника или других цифровых образовательных ресурсов;
Провести урок с использованием своей компьютерной презентации;
Оформить конспект урока с использованием текстового процессора Word (с включением графических объектов, диаграмм, таблиц и др.), распечатать его на принтере и сдать в ресурсный центр;
Создать документ в электронной таблице Excel: рассчитать качество знаний и степень обученности каждого ученика вашего класса, построить диаграмму успешности вашего класса;
Овладеть методикой поиска информации в глобальной сети Интернет: найти материал для проведения урока, проведения внеклассного мероприятия, классного часа.
Зарегистрироваться на сайте «Сеть творческих учителей» и участвовать в работе форумов и телеконференций на этом сайте;
Зарегистрироваться на сайте «Коллекция цифровых образовательных ресурсов», научиться использовать ЦОРы в своей работе;
Создать свой электронный ящик на сайте mail.ru, отправить и получить письмо с помощью электронной почты. Письмо должно содержать вложения;
Создать электронный вариант тестов по своему предмету, используя тестовый конструктор. Провести компьютерное тестирование по своему предмету.
Использование ИКТ в повседневной практике педагога
Реализация профессиональных задач педагога
I. Теоретическая часть. «ИКТ как средство эффективного взаимодействия участников учебно – воспитательного процесса»
«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.
За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеющий другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить современное общество, а стало быть, и современное образовательное учреждение.
Мы все живем в информационном обществе. Наши дети – это уже члены информационного общества. Информационные навыки прочно входят в их менталитет. Объем информации, которая обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще несколько десятков лет назад.
Наша главная задача – научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Важно научить ученика находить нужный маршрут в безбрежном информационном океане. Учитель в этой среде является не только источником информации – он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования и науки, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Участниками образовательного процесса являются: ученики, учителя и родители.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Данная технология необходима:
Для формирования информационного общества.
Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).
Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, руководителей).
Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности учащихся (олимпиады, форумы и др.).
В ОУ происходит активное внедрение в образовательный процесс ИКТ, в том числе, такой их разновидности, как мультимедиа технологии.
Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. ММТ наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.
Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.
Основными условиями применения ИКТ на уроках являются наличие и доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов, ИКТ – компетентность участников образовательного процесса, видение преимущества мультимедийных ресурсов перед другими средствами обучения.
По вопросу преимущества ИКТ перед другими средствами обучения традиционно делится на две категории: «противники», их основные доводы такие:
· Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя;
· Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
· Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами ,все равно может остаться не усвоенным;
· Машина ограничивает инициативу и творчество;
· Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления;
и «сторонники». Основными доводами они называют:
· ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;
· ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
· ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;
· ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
1. Использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
2. Все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
3. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. Свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
7. Процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
Отрицательные стороны:
Возросшие требования к педагогу;
Неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
Неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
Исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
Невысокая информационная культура;
Психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
Часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;
ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;
Тем не менее, применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Применение информационно - коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Перечислю несколько возможностей компьютерных технологий:
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото - и видеоархивы, электронные музеи.
Компьютер как средство обеспечения наглядности – презентации и другие демонстрационные формы.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п. (гостевая книга, электронная почта, телемосты и телеконференции)
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии.
Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:
1. Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Готовит к уроку дидактические материалы с помощью ИКТ.
2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Учитель использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов.
3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах. Также для учителей этого уровня характерно использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Показатель оснащенности компьютерной техникой уменьшается по мере списывания устаревшей техники. Но, тем не менее, педагоги стараются по мере возможности проводить ИКТ - уроки, использовать информационные образовательные ресурсы сети Интернет для повышения эффективности образования и самообразования.
«Барьеры» в освоении ИКТ педагогами:
Незнание возможностей современных ИКТ – зачастую педагоги даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и Интернет - сервисов;
Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ – нехватка времени на самостоятельное освоение, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей.
Отсутствие методики применения ИКТ - знания о возможностях ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в образовательном процессе. Для этого нужны методические материалы по разработке мультимедийных материалов.
Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.
Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения.
Преимущество мультимедийного урока налицо.
Повышается интерес учащихся к обучению. Информация с экрана воспринимается лучше, чем книжная информация. И этот фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Преподавателю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Наглядность позволяет сделать изучаемые события более доступными, учебный процесс проходит в более комфортных для учащихся условиях.
Увеличивается плотность урока.
Меняется эстетика урока. Преподаватель получает мощные инструменты для повышения привлекательности урока.
Возможность тиражирования занятия. Если такие занятия проводятся в системе, материал можно предоставлять учащимся для повторения в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого учащегося.
Информационно-коммуникативные технологии повышают информированность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Современные информационно - коммуникационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то занятие или мероприятие, ИКТ ускоряет передачу знаний, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, ИКТ открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.
3. II. Теоретическая часть. Обзор цифровых образовательных ресурсов.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть - некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель (в том числе - «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки».
Согласно этой терминологии, в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
ЦОРы - как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;
ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») - как совокупность электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего возрастного уровня, реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;ИИСС (информационные источники сложной структуры) - своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто - носящие комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться - что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному педагогу все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо прежде всего договориться - что именно будет пониматься под этим названием.
2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов
Информационное содержательное обеспечение в Информационно-телекоммуникационном сопровождений. (ИТС) включает две группы ЦОР:
1) Информационные источники:
оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики...) не повторяющие стабильные учебники;
статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);- динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме - кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);
мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).
2) информационные инструменты - это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.
Как правило, информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при возможности их выделения могут самостоятельно использоваться в рамках ИТС.
Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:
как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения;
как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.
Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, что определяет их основной функционал.
Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.
1) Электронные учебники:
Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.
2) Электронные учебные пособия:
Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие - контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.3) Электронные учебно-методические комплексы (УМК):
Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.
4) Электронные издания контроля:
Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.
Классификация ЦОР по типу информации
1) ЦОР с текстовой информацией:
Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно - методические материалы.
2) ЦОР с визуальной информацией:
a. Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;
b. Модели: 2-3 -х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.
c. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.
d. Карты для предметных областей
3) ЦОР с комбинированной информацией:
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.4) ЦОР с аудио информацией:
Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
5) ЦОР с аудио и видео информацией:
Аудио - видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.
6) Интерактивные модели:
Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
7) ЦОР со сложной структурой:
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
Практическая часть. Создание личного сайта.
1619259398000Рефлексия. Рекомендации по оформлению и применению ИКТ на занятиях и мероприятиях.
Компьютер и программы (включая тексты приготовленные для занятий и мероприятий) являются лишь учебными средствами, поэтому они должны быть использованы строго по необходимости. Нельзя выводить на экран текст или рисунок которые ученик может получить из другого источника (например учебника, географической карты и др.). Нельзя просто дублировать информацию с помощью компьютера, который в данном случае перестает быть эффективным средством, а становится всего лишь «надоедливым» и скучным инструментом.
Основным преимуществом занятия с использованием компьютера является интерактивность. Исходя из этого, хорошо, когда необходимые страницы/файлы открываются в нужный момент в определенном порядке (с использованием, соответствующей кнопки или ссылки). То же самое относится и к некоторым рисункам или звуковым фрагментам, которые должны быть использованы лишь в нужный момент.
Вот несколько важных рекомендаций, которые помогут Вам создавать эффективную презентацию к занятию или мероприятию:
1.Нужно найти оптимальный вариант расположения текста на странице-кадре-экране;
2.Не заполнять всю страницу текстом (найти эстетическое и рациональное «зеркало»);
3.Избегать полного описания всех действий, операций, а предоставлять только строго необходимую в данном контексте информацию;
4.Разнообразить формы вывода информации (избегать использования текста с однообразной поясняюще-демонстрационной стилистикой), использовать различные виды фрагментации (основной текст; пояснения; дополнения; элементы для выделения или запоминания и пр.) и различные методы представления (текст, таблица, схема, рисунок, диаграмма, алгоритмические конструкции/пояснения и др.);
5.Элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично;
6.Смена цветов должна быть подчинена той же прагматической цели;
7.Использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.);
8.Элемент выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой) должен выделяться только одним способом;
9.Нельзя использовать яркие, кричащие, сильно контрастирующие цвета;
10.Всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации.
11.Нужно внимательно и экономно выбирать и использовать некоторые, порой очень непрофессиональные, «готовые» элементы, взятые из существующих программ (Clip Art, шаблоны ...), которые могут привести к типизации идеи, привести к шаблонам и снизить впечатление от работы.
12.Нужно избегать излишней «оригинальности» (форма презентации есть средство, а не сама цель), использования большого количества отрывков или рубрик, то что может привести к формированию калейдоскопично-мозаично-неструктурной картины, с двух-трех кратными подчеркиваниями некоторых элементов. Нужно отказаться от «якобы художественных», нефункциональных стилей и элементов. Для определенной структуры (и структурной субординации) нужно выбирать хорошо сбалансированные и экономные графические стили и символы (избегая излишнюю «цветастость» и Китч).
13.Нужно обратить внимание на качество используемых изображений: если фотография, карта, репродукция плохо и некачественно подготовлена, то лучше отказаться от ее использования (иначе это приведет только к отрицательному результату). Исключением может послужить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фреска и пр.)
Заключение
Понимание и признание значимости формирования компетенций для эффективного осуществления учебной деятельности проходит долгий путь. Обеспечение готовности педагога к реализации идей компетентностного подхода в образовании включает в себя не только организованное на разных уровнях психолого-педагогическое и образовательно-методическое сопровождение, но и стремление к личностному, профессиональному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.