Урок русского языка в 7 классе на тему Роль личных местоимений в предложении (коррекционная школа VIII вида)


Тема: Роль местоимений в предложении.

Цели: познакомить учащихся с синтаксической ролью местоимений в предложении;
коррекция и развитие речи через упражнения в построении предложений с местоимениями; исправление речевых ошибок при употреблении местоимений в предложении; ответы на вопросы в беседе и т.д.;
формирование мотивации к чтению.
Ход урока:
О.М. (правила поведения на уроке)
Коррекционные упражнения: 1) «Где пословица зарыта?»: бездна(3), труба(3),дар(2), невеста(2), тон(1), плов(3), даль(2);(Без труда нет плода)
2)Найти среди слов лишнее: они, ты, он, я, ученье, вы, она, оно, мы. Доказать, почему.(Лишнее слово – ученье, так как не является местоимением)
Повторение изученного:
Беседа:
- Сколько личных местоимений в речи? (8)
- Какие местоимение мы употребляем, когда говорим о себе? (я, мы)
- Какие местоимение мы употребляем, когда обращаемся к собеседнику? (ты, вы)
-Какие местоимение мы употребляем, говоря об отсутствующем предмете? (он, она, оно, они)
- Какую роль играют местоимения в речи?
- Можно ли начинать речь с местоимения? Например: Он стоял у окна. Она вошла в класс. (Нельзя. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Непонятно, о ком или о чём идёт речь в предложениях)2) Найти в предложениях местоимение, назвать предмет, на который оно указывает:
Геологи вышли из леса, они внимательно осмотрели окрестность. (они-геологи)
Сестра находится на кухне, она готовит завтрак. (она-сестра)
Облако плыло по небу, но вскоре оно скрылось. (оно-облако)
3) Чтобы избежать ненужного повторения одного и того же существительного, мы заменяем это существительное местоимением. Но мы должны помнить, что личное местоимение можно употреблять только в том случае, если понятно, на какое существительное оно указывает.
Задание: исправить ошибки в предложениях с местоимениями (выяснить, где местоимение употреблено неверно):
Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал.
К дубу подошёл лось. Он был могучий и красивый. (лось или дуб?)
На дереве сидели грачата. Они громко пищали.
Деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.(ветви или деревья?)
Путники увидели церковь. Она была очень красивая.
От берега отплыл плот. На нём было много людей.(на берегу или на плоту?)
Физкультминутка.
Тема урока.
Анализ материала для наблюдений:
Старуха пряла свою пряжу. (Она пряла…)
Снег пушистый, серебристый вьётся в вышине.(Он пушистый…)
Мужички такой печали отродяся не видали. (Они такой…)
- Замените выделенные существительные местоимениями, запишите пары предложений. Подчеркните в предложениях подлежащее и поставьте к ним вопрос. Какой частью речи выражено подлежащее в каждом предложении?
2)Вывод: местоимение отвечает на тот же вопрос, что и существительное, которое они заменяет, и является тем же членом предложения.
3)Закрепление:
а) Рядом с предложениями из левого столбика запишите подходящие по смыслу предложения из правого столбика. Подчеркните главные члены предложения, укажите, какой частью речи выражено подлежащее:
Воину необходимо мужество. Она даёт электрический ток городам Сибири.
На реке Зее построена электростанция. Он собрал молодых людей всех континентов.
XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в Москве. Оно проявляется в бою.
б) Самостоятельная работа: упр.189, стр.149;
Итоги урока. Проверка работ. Выставление оценок.
Домашнее задание: стр.147, упр.185.