Развитие активности и самостоятельности учащихся посредством формирования познавательного интереса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 24






Развитие активности и самостоятельности
учащихся посредством формирования
познавательного интереса








Выполнила: Дубовикова Е.А.,
МБОУ Гимназия № 24
















Междуреченск, 2014 г.
В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности по-прежнему актуальна для современной школы. Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания.
Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Все усилия педагога сформировать у обучающегося какое-либо представление или понятие обречены на неуспех, если обучающегося не удалось заинтересовать предметом рассуждения. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. То есть, одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике.
У учащихся первой ступени основного общего образования глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких учащихся, считающихся одаренными детьми, – единицы. Большинству присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Поэтому необходима специально организованная педагогическая работа по формированию познавательного интереса. Если учащийся в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.
Это и определило цель моей педагогической деятельности: формирование познавательного интереса, как средства развития активности и самостоятельности учащихся.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
организовать учебный процесс, способствующий самостоятельному приобретению знаний, постоянному стремлению углубляться в область познания;
создать условия обучения, воспитания, развития, способствующие формированию познавательного интереса;
реализовывать интегрированный подход обучения.
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на формирование познавательного интереса, следует выделить:
игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучающихся;
стрессовые последствия авторитарной педагогики (она существует наряду с педагогикой сотрудничества);
несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Моя педагогическая деятельность основывается на принципах:
принцип индивидуализации подразумевает организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся;
принцип развития предполагает создание каждому обучающемуся условий, в которых он реализовал бы себя, свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности;
принцип коррекционной направленности предусматривает наряду с решением общеобразовательных задач работу по восполнению пробелов предыдущего этапа развития;
принцип гуманности ставит в центр образовательного процесса оптимистическую веру в ребенка, приоритет положительного стимулирования и терпимость к детским недостаткам;
принцип психологической комфортности способствует снятию стрессообразующих факторов учебного процесса.
Вопрос организации познавательной деятельности обучающихся сегодня стоит особо остро, в связи с увеличением числа первоклассников отмеченных показателем «школьная незрелость». Для них характерны: высокая утомляемость, повышенная тревожность, отсутствие учебной мотивации, недостаточное развитие познавательной сферы и мелкой моторики руки, а так же по причине низкого уровня качества знаний, роста числа обучающихся с девиантным поведением.
Познавательный интерес – это тот стержень, который удерживает весь процесс развития личности обучающегося. Без познавательного интереса невозможно ни интеллектуальное, ни эстетическое, ни духовное развитие учащихся. Ведь любой шаг в сторону знаний сопряжен с внутренними ощущениями «хочу», «желаю», «интересно» Если этого нет, обучение из активного процесса, наполненного радостью познания нового, превращается в скучное, никому не нужное занятие.
Ребенок действительно становится обучающимся тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, если у него есть мотивация. Как известно, учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Но следует отметить, что среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у обучающегося, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Обучающийся должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Познавательный интерес является мощным двигателем в обучении. Действие познавательного интереса как мотива обучения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг и общение.
При организации познавательной деятельности, я опираюсь на данные психолого-педагогической диагностики и социального паспорта класса.
Так в 2009-2010 учебном году при наборе первого класса по результатам психолого-педагогической диагностики, цель которой: определение уровня готовности обучающихся к обучению в школе, было выявлено, что только 5% учащихся имеют высокий возрастной уровень психологической зрелости; 22% учащихся – средний уровень; 42% учащихся – ниже среднего; 31% учащихся имеют низкий уровень психологической зрелости [Диаграмма 1].

Был составлен социальный паспорт класса и выявлены следующие данные: 46% учащихся воспитываются в неполных семьях; 26% учащихся – это дети из многодетных семей; 31% учащихся проживают в неблагополучных семьях. Один из учащихся – это ребенок, оставленный на повторное обучение в первом классе (по решению ПМПК); двое учащихся имеют заболевания, которые значительно затрудняют обучение и усвоение программного материала; один учащихся – ребенок с ограниченными возможностями [Диаграмма 2].

Полученные результаты и определили направления моей педагогической деятельности:
формирование позитивного отношения к школе, учебной деятельности;
компенсация недостатков развития дошкольного образования;
организация учебного процесса с учетом физиологических и возрастных особенностей учащихся;
создание благоприятного психологического микроклимата.
Реализация данных направлений осуществляется через урочную и внеурочную формы деятельности.
Остановлюсь на уроке. С одной стороны – это основная форма организации обучения в школе, с другой – процесс формирования познавательного интереса, способствующего развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, которые поддерживают интерес к обучению.
Организуя учебный процесс, я учитываю принципы построения урока, способствующего формированию познавательного интереса, и психофизиологические особенности учащихся моего класса, что позволяет мне повысить интерес к обучению и качество образования.

Особенности
учащихся

Организация учебного процесса





Сниженная учебная мотивация

Применение продуктивных методов и форм обучения, создание ситуации успеха.





Недостаточное развитие психических познавательных процессов

Использование коррекционно-развивающих упражнений, разработанных на основе учебного материала.





Тревожность

Доброжелательное отношение к обучающимся, поддержка со стороны учителя и одноклассников, одобрение взрослым.





Повышенная утомляемость

Смена видов деятельности; диалоговое общение, беседы; адекватно эмоциональная речь учителя; использование приемов удовлетворяющих двигательную активность обучающихся.


В своей профессиональной деятельности я опираюсь на современные педагогические технологии, которые позволяют формировать познавательный интерес и учитывать психофизиологические особенности каждого учащихся. К ним относятся:
личностно-ориентированное обучение;
проблемное обучение;
перспективно-опережающее обучение.
Мною была проанализирована образовательная программа «Школа России» с целью:
отбора тем уроков, которые возможно объяснить, используя продуктивные методы обучения;
ознакомления с изложенным материалом и подбором дополнительной информации, которая бы расширила и углубила знания учащихся и способствовала формированию желания узнать больше.
Предметы гуманитарного цикла способствуют глубокому пониманию языковых закономерностей, особенностей и поэтического богатства родного языка, формированию творческой деятельности учащихся, духовно-нравственному воспитанию, то есть на уроках русского языка и литературы формирование познавательного интереса я веду через приобщение к искусству художественного слова.
Приобщить обучающихся к искусству художественного слова – это значит влюбить их в чтение художественной литературы так, чтобы соприкосновение с искусством у них было радостью, развивать потребность в чтении новых художественных произведений, потому что каждое произведение несет в себе и эмоциональный заряд, и знание о мире, и возможность размышления. Учащиеся, соприкасаясь с художественной литературой, переживая и радуясь, смеясь и думая, размышляя и разгадывая, открывают для себя удивительный мир, окружающих людей, самих себя. Каждое художественное произведение превращается в удивительную загадку, разгадывая которую, проникаешь во внутренний мир писателя, а через этот мир начинаешь воспринимать по-другому все окружающее и самого себя.
Литература – это источник познавательного интереса, еще и потому что она формирует целостную картину мира. Научно-познавательная литература – это первичное отражение жизни. В ней сообщаются факты, события, закономерности явлений, причинно-следственные связи. Художественная литература – это образное отражение жизни, это вторичная действительность. Факты, события, явления жизни, отраженные в ней, пропущены через сознание, восприятие автора и запечатлены талантом художников в образной форме. Поэтому одно и то же явление, один и тот же факт у разных авторов, у разных художников слова получает свое, индивидуальное выражение.
Развивая у учащихся более верное представление о литературе художественной и научно-познавательной, их задачах и особенностях, я раскрываю картину мира, учу видеть мир во всех его проявлениях, во всем его разнообразии, во всех красках и формирую их мировоззрение.
Творческая деятельность учащихся является деятельностной основой познавательного интереса, поэтому детские сочинения надо считать не как дополнение к урокам русского языка, не как средство проверки грамотности, а как продолжение их и как одну из важных частей системы чтения. Детское творчество нужно для развития воображения, всей эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мысли, чувств, своего внутреннего мира, то есть искусство слова – это средство развития мышления, воображения и речи.
Предметы естественнонаучного цикла дают возможность для познания законов, механизмов взаимодействия объектов живой и неживой природы.
Развитие интереса к предмету математики я реализую через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого учащегося. Включаю упражнения, носящие комплексный характер, то есть требующие применения знаний из различных разделов курса. Такие задания стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Рассмотрение же теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение обучающихся на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике.
Познавательный характер курса «Окружающий мир» заложен в самом содержании программы. Приоритетной задачей данного курса является формирование в сознании обучающихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На уроках окружающего мира не дается полный курс географии, но рассказывается о достопримечательностях природы России, о родном крае, как части большой страны, раскрываются тайны мироздания («Как устроен мир», «Земля и человечество»). Авторы предлагают совершить путешествие по городам и странам, а также небольшой экскурс во всемирную историю и историю Отечества. В занимательной форме рассказывается о «тайнах» человеческого организма и «тайнах» простых вещей – всего, чем жив человек, - про хлеб и соль, про то, как вода и электричество пришли в дом, про шоколад и сахар и т.д. Чтение таких статей имеет не только чисто познавательный характер, т.е. дает широкое представление о мире, расширяет кругозор обучающихся, но оно направлено на то, чтобы заразить обучающихся чтением, добыванием знаний о мире, о достопримечательностях Родины, ее богатствах из других источников – книг, журналов, газет.
На уроках я учу пользоваться дополнительной литературой. Это словари, сборники, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Используют как традиционные формы урока, так и нестандартные:
интегрированные уроки;
урок с использованием мультимедийных средств;
урок – экскурсия;
урок – игра;
урок – сказка;
урок КВН;
групповые формы обучения.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащихся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, то есть создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия с обучающимися, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (включая дистанционные).
Я веду групповые занятия: «К тайнам слова», «Нескучная математика», «Клуб почемучек». Провожу индивидуальные занятия с одаренными учащимися, с целью углубить и расширить их знания, готовлю их к предметным олимпиадам; занимаюсь с учащимися проектной и исследовательской деятельностью; организую индивидуальные занятия с часто болеющими и требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки учащимися.
Учащиеся моего класса принимают участие в предметных декадниках, участвуют в очных и заочных конкурсах, предметных олимпиадах.
К внеурочным видам деятельности относится домашняя работа. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя, она является средством сближения обучения и самообразования. Таким образом, домашняя работа имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Я использую следующие виды домашней учебной работы:
одна на весь класс;
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
составление домашней работы для соседа по парте.
Домашние задания могут носить исследовательский характер (наблюдения, опыты), творческие задания (сочинения, кроссворды, ребусы, викторины, рефераты), а также задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Таким образом, для формирования познавательного интереса, по моему мнению, необходим комплекс взаимосвязанных между собой задач, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Критериями оценки эффективности моей педагогической деятельности является:
положительная динамика качества образования (качество обучения, мотивация, развитие познавательных способностей);
участие и достижения учащихся в очных и заочных предметных олимпиадах, конкурсах;
удовлетворенность образовательным процессом учащихся и их родителей.
Каковы же результаты:
К концу I четверти 4-го класса:
При 100% успеваемости показатели качества обучения составляют 51%.
По результатам психолого-педагогической диагностики наблюдается положительная динамика в развитии психических познавательных процессов и речи.
Учащиеся активно принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК и занимают призовые места.
Список литературы
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1984.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 1984.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. - Л., 1989.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса . – Мн: Университетское, 1990.
Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. – Ярославль, 1988.
Беляев М.Ф. Психология интереса. - М., 1987.
Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 1968.
Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 1986.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 2001.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985.
Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся/ Под ред. М.П. Пальянова. - Томск, 1981.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. – М., 1983.
Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л., 1986.
Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984.
Коменский Я.А. Избранные сочинения. - М., 1975, с.221.
Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников //Педагогика. 2000. №1, с. 27-32.
Крутецкий В.А. Интерес. - В кн.: Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2.
Леви В. Нестандартный ребенок . – М., 1993.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Л., 1981.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979.
Особенности познавательной деятельности учащихся /Под редакцией П.А. Сорокина.- Л.,1979.
Педагогика /Под редакцией П.И. Пидкасистого.-М., 1996.
Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. - Л., 1976
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980.
Российская педагогическая энциклопедия /Гл. редактор В.Г. Панов. – М.,1993.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1983. Т.2
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971.
Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным //Педагогика. 2000. №4, с.30-33.
Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. – М., 1979.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.
Шапошникова И.Г. Формирование познавательных интересов учащихся через организацию домашней работы // Воспитание школьников. – 1997. - №4.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся. - М.: Учпедгиз, 1962.









13PAGE 15


13PAGE 14215




ђ Заголовок 115