Выступление на педагогическом совете Создание ситуации успеха
Создание ситуации успеха в учебной деятельности учащихся начальной школы как средство повышения мотивации к учению.
«Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить». Не перестаешь удивляться народной мудрости (пусть и английской). Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя «пить насильно», а вызвав «жажду» к знаниям?
На эти и другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» Константин Дмитриевич пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения." Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации к учению младших школьников.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников;
-классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха.
И каким же образом это сделать? В педагогической литературе оказалось трудно найти целостный набор средств, приемов и методов который позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Обнаружилось противоречие между необходимостью выработки единого комплекса методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся начальной школы, и недостаточной целостной разработанностью практического инструментария для создания ситуации успеха как одного из средств повышения мотивации к учению. Представляемый мною опыт посвящен важным вопросам создания ситуации успеха в учебной деятельности учащихся начальной школы как средство повышения мотивации к учению.
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха» Ситуация – это условия обеспечивающие успех, а сам успех – результат этой ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха – это организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности учащихся.
Ведущая педагогическая идея опыта - создавать для учащихся начальных классов такие ситуации, которые способствуют достижению и переживанию успеха, и, как результат, повышению мотивации к учебной деятельности.
Новизна опыта состоит в:
· изучении теоретических основ создания ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средства повышения мотивации к учению;
· классификации и описании практического инструментария, который может использоваться учителем для создания ситуации успеха.
Технологически это обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится».
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Выполняя работу, не забудьте о..».
4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться».
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только тебе я и могу доверить».
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу».
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Больше всего мне в твоей работе понравилось».
Охарактеризую методы и приемы, которые мне помогают на уроках создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
В начале урока ставлю перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирую мотив достижения успеха. В данном случае интерес- это главный двигатель развития учебной мотивации.
Опыт показывает, что ученики добиваются большего, при условии, если они сами формируют цель. Сосредоточиться ученикам на своей цели помогает простой список вопросов:
-Что будем изучать?
-Почему именно этот материал необходимо изучать?
-В чем заключается важность этого материала для вас лично?
-Какой результат вы должны получить в конце работы?
Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как «Удивляй!» Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса.
Урок окружающий мир по теме «Вода» я начала с рассказа:
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце занятия, чтобы начать с неё следующий урок....
Прячет ли страус голову в песок при испуге? Почти 80 лет исследователи проводили наблюдения за страусами. Ни один из 200 000 наблюдаемых страусов этого не делал. Интересно, откуда взялась эта легенда?
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать приём «Да-нет». Я загадываю что-то (природное явление, число, предмет, историческое событие, литературный персонаж и др.). Учащиеся пытаются угадать, задавая наводящие вопросы. На эти вопросы я отвечаю словами «да», «нет». Вопрос надо ставить так, чтобы суживать круг поиска. В данном случаи все вопросы принимаются. Дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
Именно дифференцированное обучение выполняет данную задачу. Дает возможность учащимся выбрать задание, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило удовольствие в ходе выполнения работы.
Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.
Одной из разновидности дифференциации обучения является создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы я подбираю то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Когда мы узнаем что-то новое, стоит оглянуться вокруг, чтобы найти другую персону и поделиться с ней информацией. Существует ли связь между «обучением других» и групповой работой? Существует! Ведь сутью групповой работы и является «обучение других». Групповая работа – это способствует созданию ситуации успеха. Добиться этого помогают следующие приемы:
«Слепой капитан». Ученики каждого ряда выбирают себе капитанов, завязывают глаза, и руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, выбирают задание.
-тянут билет с заданием для всего ряда;
-на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказываю о нем все, что знают.
«Реставратор». Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
«Лови ошибку». Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Подобные формы работы, как правило, вызывают у учащихся большой интерес и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был использован в задании.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей! Не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.... Способствует этому проектная деятельность., расширяя кругозор учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески.
Именно при создании и защите творческих проектов легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности». Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Оцениваем мы не только цифрой, иногда словами, интонацией, жестом, мимикой Я убеждена, что главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Сделайте восхождение по ступеням познания успешным – и перед вами благодарные ученики. Язык богат – будем же щедрыми.
В этом случаи эффективно действует прием «Волшебные слова одобрения»:
- Молодец!
- Умница!
- Отлично!
- Ты превзошел мои ожидания!
- Хороший ответ!
- Спасибо за ответ!
- Радуюсь за тебя!
- Необычно!
- Логично!
- Приятно удивлена!
- Мне нравится твой ответ!
Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке. "Термометр настроения", которым я пользуюсь на моих уроках прием "Мордашки". Ученики в течение урока сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Еще один интересный прием – работа с «Деревом настроений», которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в начале учебного дня и по его завершению. На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. Дети самостоятельно выбирают лист и наклеивают его дерева. Анализируя цветовую гамму, я делаю вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.
Передо мной стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Этому способствует рефлексия, в результате которой происходит осознание учащимися результата своей деятельности.
Один из самых распространенных приемов рефлексии «Незаконченное предложение».
На уроке я
Узнал
Понял
Научился
Самый большой мой успех это-
Самые значительные трудности я ощутил
Я не умел, а теперь умею
Я изменил свое отношение к
На следующем уроке я хочу
А я изменила свое отношение к...
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их. Успех ученика – это и есть успех учителя.
В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:
- организуется на всех этапах учебного процесса;
- усложняет учебные и воспитательные задачи;
- реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приёмов и средств.
Задача учителя в том, чтобы сделать «Трудное - привычным, привычное - лёгким, лёгкое – приятным», и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.
15