Статья Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий
Формирование ключевых компетенций учащихся на основе
современных образовательных технологий
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании
Традиционный КомпетентностныйГлавная идея: знания приводят к личностному успеху. Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний. Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.
Компетенция: 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:
Запомнить и ответить – это накопление знаний;
Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;
Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Сравнение результатов компетентностного образования с традиционнымРезультат традиционного образования Результат компетентностного образования
Знания – это информация, присвоенная человеком Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
Навыки – это действия, выполняемые автоматически Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности
В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодествия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.
Классификация ключевых компетентностей
До настоящего времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.
Можно говорить о формировании:
коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;
информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;
компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.
Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.
Организация учебного процесса на основе компетентностного подхода
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность. Уроки русского языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.
Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.
Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Так например, на уроке русского языка в 7 классе учащимся предлагаю следующие задания различного уровня сложности:
Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.
1) Палец – перст = Лоб -?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться-?3)Брег – берег = Прах -?4)Вседневно – всегда = Зело - ?5) Закат – рассвет = Добродетель - ?6) Молодой – старый = Эгоист -?Синонимом, какого из выражений является фраза «ВЛЮБИТЬСЯ БЕЗ ПАМЯТИ»?
А) Вскружить голову Г) Сломя голову
Б) Потерять голову Д) Вешать голову
В) Отвечать головой
На уроках литературы в 5 классе использую следующие задания:
Тема: Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Проверяемая компетентность: информационная.
Аспект: извлечение вторичной информации.
Уровень: 2. Уровень сложности: 2.
Представим себе такую ситуацию. Мы работаем в издательстве «Малыш» или «Детская литература», и нам предложили проиллюстрировать пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Причем предупредили, что в книге сказок Пушкина к этому прологу опубликуют лишь две иллюстрации. Выберите из предложенных иллюстраций две, соответствующие прологу и являющиеся, на ваш взгляд, наиболее удачными.
Тема – И.С. Тургенев «Муму»
Компетентность – коммуникативная
Аспект, уровень – публичное выступление, 1. Сложность - 2
Перечитайте отрывок рассказа со слов «Так прошел год…» до «Дело было к вечеру…»
Подготовьте по вариантам рассказ о герое (портрет, история жизни): 1 вариант – о Татьяне, 2 вариант – о Капитоне.
В старших классах на уроках русского языка использую задания повышенного уровня сложности:
Практико-ориентированное задание. Стилистическая роль фразеологизмов.
Неумелое использование фразеологизмов в речи часто создает комический эффект, этим приемом успешно пользуются многие писатели-сатирики.
Напишите небольшой юмористический рассказ, статью или заметку о школьной жизни, употребив максимальное количество фразеологических оборотов. Вспомните, какие приемы могут заставить читателя улыбнуться.
Проблемное задание. Почему от существительных мужского рода (названий профессий) кочегар, штукатур, пилот, матрос, электрик нельзя образовать соотносимые существительные женского рода по типу тракторист – трактористка? Аргументируйте свой ответ.
Мини-исследование.
В современном языке, по наблюдениям К.С.Горбачевича, появилось немало «обрубленных слов», образованных путем отсечения части слова (типа криминал – криминал/ный). Приведите пять примеров таких слов.
Данные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует элемент открытия. От эффективности использования данных задач в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления.
Метод проектов в формировании ключевых компетенций учащихся.
Я считаю, что к числу наиболее эффективных средств формирования ключевых компетенций учащихся относится метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением;
распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
защита проектов, оппонирование;
коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Литература и русский язык как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Использование метода проектов развивает активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения: работать с текстом (чтение текстов, выделение главной мысли, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы). Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся, мысли - поводом к общению. Учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументацией, используя имеющиеся необходимые знания в любой ситуации, активно, самостоятельно, критически мыслить.
Уроки, на которых используется метод учебного проекта, способствуют формированию комплекса ключевых компетентностей. Каждый ученик имеет возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, его коммуникация встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности. Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной компетентности. Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель: повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.В своей работе использую следующие типы проектов:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
аргументация актуальности принятой для исследования темы,
определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
определение методов исследования, источников информации,
выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Использование в обучении метода проектов способствует формированию исследовательских навыков учащихся, активизирует их деятельность. Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии. В старших классах предлагаю ученикам написание самостоятельных научно-исследовательских работ для участия в конференциях разного уровня. В прошлом году ученицей 9 класса на районной конференции была представлена работа «SMS-язык – язык будущего?», а победителем школьной конференции ученических проектов стала работа ученицы 7 класса «Ох, уж это междометие!»
Таким образом, помимо специальных умений, проверяются умения учащихся находить информационный ресурс как в традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создаётся конечный «продукт» проекта.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
В 9 классе самая значимая и объемная тема – “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, поэтому обобщая учебный материал по данной теме я предложила учащимся поработать над созданием проекта “Памятник А.С.Пушкину”. Реализация этого проекта помогла ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже “родным”.
Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса способствовала подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.
На 1-м этапе – погружении в проект – я старалаюсь пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате совместно с учащимися была определена цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
На 2-м этапе организую школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например: представить краткий биографический очерк; собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:
Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;
Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;
Особенности композиции стихотворений;
Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.
При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. В связи с этим использую дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно-ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.
3-й этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
4-й этап - презентация проекта – как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Для успешной работы на этапе презентации стараюсь научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы
При изучении поэзии XIX века в 9 классе провожу проектные работы по созданию «поэтических листов» и презентаций по творчеству представителей данной эпохи. Цель своего проекта мы сформулировали так: создание “поэтических листов” и презентаций по творчеству одного из поэтов Серебряного века, совместив самый интересный и важный материал о его личности и творчестве.
Задачи:
- познакомиться подробнее с биографией и творчеством поэтов XIX века;
- составить хронологические таблицы по биографии и творчеству каждого из поэтов;
- найти портреты, соответствующие нашим замыслам;
- найти такие высказывания о каждом из поэтов, которые определяли бы суть его характера и творчества;
- определить стихотворения, которые могли бы послужить своеобразной “визиткой” творчества поэта;
- придумать видеообраз творчества поэтов, основываясь на изученном материале;
- изучить материал по оформлению и дизайну;
- выбрать стиль оформления, соответствующий творчеству поэта;
- оформить “поэтические листы», составить презентацию.
“Поэтические листы” и презентации помогают старшеклассникам не только познакомиться с поэтами XIX века, но и закрепить в памяти особенности их личности и творчества, полюбить удивительный мир русской поэзии.
При изучении творчества Н.В.Гоголя учащимся 10 класса было предложено выполнить проектные работы по созданию образов помещиков. Данная работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для старшеклассников способов деятельности. Проводя проектную работу, необходимо было обучить ребят способам и приемам самостоятельной работы со специфическими источниками информации.
В результате этой работы получено оригинально выполненное наглядное пособие по изучению творчества отдельных поэтов и всего XIX века в целом.
Очень важно формировать у учащихся критическое отношение к информации, извлечённой из сети Интернет. С этой целью предлагаю сопоставить данную информацию с материалами справочников, энциклопедий. Учащимся было интересным и такое задание: ознакомиться с материалом и найти в нём ошибки, которые были заранее «допущены» учителем, затем исправить эти ошибки и обосновать своё мнение. Подобные формы деятельности приучают детей к осознанному выбору информации и решают определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного и познавательного действия.
4. Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
При подготовке старшеклассников к ЕГЭ я столкнулась с проблемой нехватки тестовых материалов в электронном варианте. В связи с этим была начата работа над проектом по созданию банка электронных тестовых заданий по русскому языку. Учащиеся получили алгоритм разработки тестовых заданий. Варианты заданий должны содержать от 7 до 33 вопросов уровня «А», которые рассчитаны для учащихся со 2 по 11 класс.
В результате реализации проекта была создана база электронных тестовых материалов для подготовки к ЕГЭ.
Составленные и подобранные тесты используются на уроках для: актуализации знаний учащихся; проверки домашнего задания; закрепления изученного на уроке материала; итогового тематического контроля.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- экономит время учителя при подготовке к уроку.
Таким образом, метод проектов является для меня хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни, а также приобретают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии.
Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров). ИКТ активизируют самостоятельную поисковую работу учащихся.
Презентации Power Point являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих текст, цифры, графику, анимацию, видео, звук. Презентации использую на уроках во время лекции или защиты проектов учащихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учащимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.
Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет мне добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.
Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволило мне создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.
Список литературы.
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: /journal/2005/0910-12.htm.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.рррррИванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. - М.: 2005.
Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. - Киров, 2006.