Проект Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности посредством современных образовательных технологий
Проект «Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности посредством современных образовательных технологий»
Автор-составитель: Греку С.В.
Аннотация.
В проекте обоснована актуальность выбранной темы педагогического проекта. Определены цели, задачи, решаемые в рамках темы проекта.
Рассмотрены существенные моменты в организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении; основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Определены понятия компетенций и компетентностей, обозначены их структура, функции. Раскрыты ведущие технологии, используемые в работе:
- технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);
- идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.;
- технология «Дебаты» (Институт «Открытое общество».);
- технология проектной и ислледовательской деятельности;
- технологии творческого взаимодействия (Петербургская концепция).
Представлена программа деятельности службы сопровождения по отслеживанию развития учащихся.
Приложением к проекту является программа внеурочной деятельности «Школа полного дня - школа творческого взаимодействия», которая проходит экспертизу, опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в 2008г./ Издательский дом «Первое сентября» - Москва , 2008.
Содержание
Введение 3
Цели и задачи проекта 5
Этапы реализации проекта 6
Теоретические основы компетентностного подхода 7
Ведущие технологии творческого взаимодействия 15
Новизна проекта 20
Предполагаемые образовательные результаты 20
Способы диагностики 20
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Введение
Актуальность инновационного педагогического проекта «Формирование ключевых компетенций во внеурочной деятельности с использованием современных образовательных технологий» обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития"
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения и воспитания устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения и воспитания, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную личностную и творческую активность нынешних школьников.
Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.
Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.
Разработка частной модели воспитательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы педагогического коллектива – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной. В основу образовательного процесса школы положены следующие научные идеи компетентностного подхода:
- необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;
- интерпретация содержания образования по критериям результативности;
- интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.
Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы педагогов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций учащихся во внеурочной деятельности с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно во внеурочной деятельности;
- разработать программу внеурочной деятельности «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов
- спрогнозировать ожидаемые результаты.
Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.
1. Этапы реализации проекта:
Подготовительный
2007-2008 год - Изучение теоретических основ проблемы;
- разработка программы;
- создание «банка» компетентностно – ориентированных мероприятий.
Поисково – экспериментальный
2008 – 2010 год -Апробирование программы;
-мониторинг процесса внедрения программы;
-корректировка дальнейшей работы.
Заключительный 2011-2012г. - Оценка эффективности программы;
анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Перед тем, как приступить к решению поставленной задачи, мы провели диагностику творческой самореализации детей для выявления уровня ее сформированности, а также тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся, определили уровень воспитанности учащихся, уровень эффективности деятельности классных руководителей, провели самообследование воспитательной системы школы. Для этого я использовала следующие диагностики:
- определение уровня воспитанности по методике Ю.В. Васильева;
- определение уровня творческой активности по методике М.И. Рожкова;
- определение уровня эффективности деятельности классного руководителя по методике Б.В. Куприянова.
Диагностика по определению уровня воспитанности приводилась с учащимися 2-11 классов, и результаты были неутешительными – средний уровень.
Диагностика по определению уровня творческой активности показала, творческая активность на среднем уровне, ближе к низкому. Уровень творческой самореализации у 56% обучающихся низкий.
Диагностика по определению уровня эффективности деятельности классного руководителя показала, что уровень эффективности выше среднего.
Тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций показало, что только лишь у 8% учащихся был высокий уровень сформированности ключевых компетенций.
Данные исследования показали, что необходимо создать условия для системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс.
Теоретические основы компетентностного подхода.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера.
Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения и воспитания.
В основе отбора и конструирования методов обучения и воспитания лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
Изучая теоретические основы проблемы, мы пришла к выводу, что до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», а также однозначных подходов к их классификации.
Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция».
- Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека),
- Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.
В словаре иностранных слов находим следующее толкование:
Компетенция (лат. Competentia -принадлежность по праву) –
1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица;
2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Сравним со значением слов в толковом словаре:
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.
Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, что основные составляющие компетентности – это:
во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Компетенции, в соответствии с разделением содержания образования, делятся на общие метапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются в три уровня:
• Ключевые компетенции (метапредметные) относятся к общему содержанию образования
• Общепредметные (межпредметные) компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей
• Предметные компетенции (имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов)
В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.
Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции.
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Данный перечень ключевых компетенций, безусловно, нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ внеурочной деятельности должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
В Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в частности отмечается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т. п. направлений личностного становления:
мотивационно-ценностные ориентации, формируемые на различном уровне развития сознания и деятельности (в рамках соответствующих сфер личности) — рациональной, эмоциональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);
основы коммуникативных и др. специальных способностей, формируемых с учетом особенностей возраста;
соответствующие особенностям возрастов интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.);
основные общеучебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания);
формируемые представления о моральных нормах, о своей стране — России и т. п. знания и формируемые на их основе умения и навыки, являющиеся результатом обобщения соответствующих частнопредметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности;
формируемые основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности и т. п. знания, умения и навыки, имеющие общесоциальное значение и осваиваемые не только в рамках проведения урочных и внеурочных учебных или учебно-воспитательных занятий, но и в рамках таких форм педагогически организованной деятельности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия, воспитывающая совместная деятельность учащихся во внеклассной работе, организация общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п. Помимо этого, у учащихся должна обеспечиваться выраженность основных характеристик развития психических функций и процессов в соответствии с нормами развития.
Воспитание социальных и личностных компетенций — это процесс формирования проявляемой ребенком в его поведении готовности к осуществлению определенных социально и (или) личностно значимых функций. Данная готовность обеспечивается на основе сформированной у учащегося общей социальной компетентности как совокупности различных социально-личностных компетентностей (определенных характеристик личности). В соответствии с этим планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся целесообразно осуществлять как планирование обеспечения и развития у них соответствующих социально-личностных компетентностей. Планирование воспитательной деятельности заключается в планировании реализации воспитательного компонента образовательной деятельности, то есть следующих направлений деятельности учреждений:
- планирование реализации целостного процесса обучения и воспитания: воспитывающих влияний урочной деятельности; воспитывающих влияний внеурочной учебной деятельности (в том числе — в соответствии с реализуемыми программами дополнительного образования детей);
- планирование реализации воспитательной работы, в том числе в соответствии с реализуемыми программами дополнительного образования детей: общешкольных и других мероприятий воспитательного характера (во внеурочной и внеклассной деятельности); организации воспитывающей совместной деятельности учащихся во внеклассной работе; организации общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п.
В условиях традиционной школы достижение данной цели невозможно. Это реально лишь при создании нового типа образовательного учреждения, в основе которого будет воспитательная система, ориентированная на такие ценности, как личностное самоопределение, ценностно-смысловое равенство, постижение красоты, творческое взаимодействие. Вышесказанное легло в основу программы внеурочной деятельности «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия» (Приложение 1).
Ведущие технологии творческого взаимодействия:
Совместная учебная творческая познавательная деятельность.
Учителя и учащиеся становятся субъектами учебной деятельности, которая носит творческий, поисковый, исследовательский характер.
Основные формы: урок, факультатив, кружок.
Коллективная творческая деятельность.
Учителя и учащиеся становятся субъектами деятельности и общения, в процессе которого создается коллектив, где каждому уютно, но при этом у каждого свое лицо, отношения носят характер творческой заботы, строятся на основе ценностного смыслового равенства.
Основные формы: КТД, игры, праздники.
3.Совместное самосовершенствование.
Учителя и учащиеся становятся субъектами самосовершенствования. В совместной рефлексии анализируются собственные проблемы, создаются ситуации, требующие целеполагания, выбора, самооценки.
Основные формы: лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги.
Чтобы учесть возрастные особенности учащихся, в школе создано три подсистемы:
1.Школа индивидуально-личностного взаимодействия (1-4-е классы).
Цель: освоение ценностей воспитательной системы на индивидуально-личностном уровне. Осознание учащимися собственных потребностей, возможностей, особенностей.
2.Школа деятельностного взаимодействия (5-8-е классы).
Цель: формирование потребностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в различных видах деятельности.
3.Школа общения и мировоззрения (9-11е классы).
Цель: Формирование способностей к реализации и освоению ценностей воспитательной системы в общении, диалог мировоззренческих позиций.
Структура воспитательной системы школы творческого взаимодействия.
Ценностные ориентации воспитательной системы
личностное самоопределение ценностно-смысловое равенство постижение красоты творческое взаимодействие
Диагностика ценностных ориентаций субъектов воспитательной системы
учителя учащиеся родители
Формирование мотивации на ценности воспитательной системы
учителя учащиеся родители
Технология творческого взаимодействия
Совместная творческая познавательная деятельность Коллективная творческая деятельность Совместное самосовершенствование
Формы работы
Урок, факультатив, кружок Коллективные творческие дела, игры, праздники Лагерные сборы, игры, социально-психологические тренинги
Анализ результатов
учителя учащиеся родители
Педагогические цели и задачи в рамках внеурочной деятельности:
• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями. • Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
• Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.
• Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
• учатся умению самостоятельно добывать знания;
• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода.
Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является необходимость развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу технология педагогических мастерских.
Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе.
Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.
Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов к воспитанию, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счёте создать условия для успешной социализации личности.
Новизна проекта.
Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.
Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий.
Предполагаемые образовательные результаты:
- формирование ключевых компетенций школьников;
- совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
- высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
Способы диагностики.
Для выявления степени эффективности проекта использована программа деятельности службы сопровождения по отслеживанию развития учащихся.
Задачами службы сопровождения являются:
1.Оказание психологической (поддерживающей, коррекционной,просветительской) помощи.
2.Отслеживание результативности воспитательного процесса.Для решения этих задач работают:
1. Классные руководители.
2.Учителя-предметники.
Руководитель службы сопровождения заместитель директора по воспитательной работе.
Содержание деятельности:
1.Изучение условий, в которых происходит становление личности. Выявление личностных психологических трудностей.
2.Проведение психологической диагностики различного профиля ипредназначения.
3.Оказание психологической помощи ученикам, родителям (лицам,их заменяющим), членам педагогического коллектива в решенииконкретных проблем.
4.Изучение степени адаптации детей при переходе из одной школы(подсистемы) в другую.
5. Разработка и осуществление развивающих программ с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей.
6. Психолого-педагогический анализ:
- формирования личностных отношений к различным сторонам жизни в процессе разных видов деятельности;
- формирования адекватной самооценки;
- психологического климата и отношений между детьми, личностного статуса в классном коллективе;
- степени включенности каждого ребенка в творческом взаимодействии;
- способности к самоопределению и саморазвитию;
- уровня воспитанности ребенка.
7.Осуществление педагогического анализа результативности воспитательного процесса.
8. Просвещение педагогических кадров по вопросам психо-физиологических особенностей детей различного возраста и пола, причинам возникновения психологических проблем и способов их разрешения.
9.Обучение педагогических кадров методикам психолого-педагогического анализа педагогической деятельности.
Формы работы:
1.Семинары.
2.Консультации для педагогов и родителей (лиц их заменяющих).
3.Разработка необходимой документации и материалов.
4.Обобщение аналитических материалов.
5.Групповая и индивидуальная работа.
6.Проведение различного типа и назначения диагностических методик.Критерии результативности воспитательной работы:
1.Уровень воспитанности анализируется по пяти показателям (методика Ю.В. Васильева): свобода личности, гуманность личности, духовность личности, творчество личности, практичность личности.
2.Целостное формирование личности ребенка как совокупности личностных отношений к:
- здоровью, собственным физическим возможностям;
- волшебству и собственным возможностям творить «чудеса»;
- истории, в том числе истории России, семьи;
- людям, в том числе членам семьи, ровесникам, себе;
- творческим способностям;
- познаниям.
3. Доброжелательная творческая атмосфера в коллективах различногоуровня и масштаба; ценность и самоценность каждого в коллективе.
4. Положительная динамика формирования самооценки.
5. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.
6. Нравственная направленность выбираемой деятельности.
7. Готовность к выбору привлекательной для себя деятельности, детского сообщества, социальной роли в них, нравственных ценностей.
Схема диагностирования результатов
Диагностика показателей результативности
Степень психологический занятость самооценка
обученности климат в кружках
детей по в коллективе и секциях
предметам
отношение удовлетворенность гражданственность
ребёнка к школе родителей состоянием
обученности и воспитанности
ребенка
Диагностика факторов, влияющих на результативность деятельности воспитательной системы
Уровень уровень стиль взаимоотношений состояние
преподавания интеллекта «учитель-ученик», «ученик- здоровья
учащихся ученик»
мотивация интенсивность позиция семьи,
учения воспитательной социальный
работы запрос
Заключение.
Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
Результативность исследовательской, проектной деятельности.
(Таблица 1).
2. Развитие творческого потенциала учащихся (Таблица 2).
3. Активность жизненной позиции школьника. (Таблица 3).
4. Повышение уровня воспитанности. (Таблица 4).
5. Высокий рейтинг образовательных достижений. (Таблица 5).
6. Повышение уровня эффективности деятельности классных руководителей (Таблица 6).
Таблица 1. Участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности за последние 4 года.
Название конкурсов 2007-
2008
2008-
2009 2009-2010 2010-
2011
Количество участников
Районный конкурс исследовательских работ «Тимофеевские чтения» 2 2 2 1
Окружная фестиваль исследовательских работ учащихся «Грани познания» 0 0 3 0
Участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 4 9 7 10
Районный конкурс социальных проектов «Я - гражданин России» 4 3 4 0
Окружной конкурс исследовательских работ «Мы живём в Сибири» 0 0 1 0
Таблица 2. Развитие творческого потенциала учащихся.
Уровень Кол-во конкурсов/участников
2008-09 уч.г. 2009-10 уч.г. 2010-11 уч.г.
Всероссийский уровень 1/13 3/11 11/77
Региональный уровень 0 1/1 2/8
Районный уровень 5/25 7/32 7/33
Межпоселковый уровень 2/10 1/4 2/16
Таблица 3. Количество (%) детей, вовлеченных в кружковую и спортивную деятельность по интересам.
Кружки, секции при школе.
№ п/п Направления работы Учебные года Общий процент
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 1 Физкультурно-спортивное
38 (73%) 60 (50%) 21 (37%) 48 (62%) 55%
2 Художественно-эстетическое
18 (34%) 20 (33%) 0 (0%) 20 (42%) 27%
3 Краеведческое
11(21%) 0 (0%) 0 (0%) 16 (33%) 13 %
4 Техническое
0 (0%) 0 (0%) 0 (0%) 17 (35%) 8 %
Кружки, секции при СДК.
№ п/п Направления работы Учебные года Общий процент
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 1 Физкультурно-спортивное
0 (0%) 0 (0%) 8 (14%) 8 (16%) 7 %
2 Художественно-эстетическое
18 (35%) 14 (23 %) 14 (25%) 16 (33%) 29 %
Таблица 4. Динамика уровня воспитанности за последние 5 лет.
Таблица 5. Мониторинг участия в олимпиадах.
Мониторинг участия учеников в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников
Мониторинг участия учеников в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников.
Мониторинг участия учеников в Международной Олимпиаде по основам наук (УРФО)
Таблица 6. Динамика уровня эффективности деятельности классных руководителей.
Доказательством являются многочисленные победы учеников школы в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.
Выше названные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.
Список использованной литературы.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
3. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
8. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.