Выступление на педсовете по теме Создание ситуации успеха на уроке как одно из ключевых условий процесса обучения младших школьников


Добрый день, уважаемые коллеги!
Я предлагаю проследить, какова роль ситуации успеха в поддержании интереса к учению.
Слайд№2. Педагогов и родителей вот уже несколько десятилетий волнует вопрос: почему у детей пропадает интерес к учёбе?
Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций – «вагон», интереса к учёбе – «воз и маленькая тележка». Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу некоторых обучающихся трудно заставить делать уроки.
Слайд№3. В российской педагогике можно обозначить 3 вечных вопроса: Почему это происходит? Кто виноват? Что делать? Поясняю: Почему? Ребёнок, идя в школу, надеется заслужить любовь и признание со стороны учителя и одноклассников. Но происходит крушение этого светлого оптимизма. Кто виноват? Учителя, родители или методы обучения? Что делать, чтобы обучение было интересным?
Слайд№4. На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. Так, педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский считал, что интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Он свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления».
Слайд№5. Далее предлагаю коротенько, (т.к. эти понятия многозначные, имеют социально-психологический и педагогический аспекты), разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Вы их видите на слайде.
Слайд№6. «Ситуация успеха» - первична, это сочетание условий, которые обеспечивают успех. А сам успех - это результат СУ. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому ребёнку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Слайд№7. Но сама по себе ситуация успеха не возникнет, необходимо создать условия (технологические операции). Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе. Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Важна реальная помощь в продвижении к успеху. Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело!) Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. 
Слайд№ 8.Как отмечалось выше, создание СУ- это деятельность учителя, которая строится на основе системы методов. Они представлены на слайде № 8.
Слайды№9,10,11. Сразу хочу обратить ваше внимание, что СУ имеет положительные и негативные стороны. Успех на уроке (Положительные стороны ситуации успеха) повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; - стимулирует к высокой результативности труда; - корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, самооценку; - поддерживает в классе благоприятный психологический климат; - развивает инициативность, креативность, активность. 
Слайд№ 12. Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы. 
Создавая условия, каждый педагог ищет свои приёмы и средства.
Слайд№13. Ситуации успеха, её типы и прёмы: 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость.3.Радость познания. 
Неожиданная радость: Приемы «Эмоциональное поглаживание», «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь» или «Когда учитель плачет», «Холодный душ», «Авансирование». Общая радость: Приёмы «Следуй за нами», «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
Радость познания: Приёмы «Эврика», «Линия горизонта». Успех открытия надо готовить; - внушать ребёнку, что он может достичь недоступного; - убеждать, что успехом он обязан, прежде всего, себе. 
Слайд№14. «Я – концепция» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. 
Положительная "Я - концепция": я нравлюсь, я способен, я значу способствует успеху, эффективной деятельности, положи тельным проявлениям личности. Отрицательная "Я - концепция" я не нравлюсь, не способен мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. 
Для формирования положительной "Я - концепции" необходимо: Видеть в каждом ученике уникальную личность. «Все дети талантливы». Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. "Учиться победно!" Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. "Ребенок хорош, а плох его поступок". Предоставлять возможности и помогать детям. "В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
Знание "Я - концепции" необходимо для каждого учителя, т.к. педагогические успехи определяются положительной "Я–концепцией» учителя - его эмоциональной стабильностью, способностью проявлять заинтересованность в судьбе ученика, социальнойответственностью. Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.
Слайд№15,16. Учёба-это конечно, серьёзно, но не до слёз. На каждом уроке должна присутствовать радость познания, открытия, ведь сегодняшний успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! 
Слайд№17,18. «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха». 
Слайд№19. Успехов вам и вашим детям, уважаемые коллеги!