Сообщение на конференции Профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения в условиях введения стандартов нового поколения

«Профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения в условиях введения стандартов нового поколения»
Шустова М.А.
Для нас, работающих в системе дошкольного воспитания, особо важно, что Закон ос образованиия придает общеобразовательный статус всему дошкольному образованию, а СТАНДАРТЫ декларируют Основную образовательную программу дошкольного образования как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей.
Нам импонирует тот момент, что СТАНДАРТ дошкольного образования определяет ЕДИНСТВО требований к выпускнику детского сада, становится ориентиром и для педагогов дошкольного образования, и для родителей, и для учителей. Отрадно, что на смену предметности, приходит игра и совместная деятельность, что обозначены развивающие эффекты специфических видов деятельности что никаких промежуточных и итоговых аттестаций в дошкольных учреждениях быть не должно, поэтому требования к результатам показаны как целевые ориентиры.
Думаю, вы согласитесь со мной, что все новое вызывает некие сомнения, несет определенные риски. Что же нам предстоит сделать, чтобы уменьшить возможные риски переходного периода? Какие условия создать для привлечения и успешной самореализации педагогических кадров, для создания действительно равных стартовых возможностей воспитанников?
Выявленные в ходе проведенного мониторинга проблемные зоны в деятельности нашего детского сада стали основанием для разработки управленческого проекта имидж-продвижения «Маркетинг в дошкольном учреждении: первые шаги в конкурентоспособное образовательное пространство».
Проект стал руководством для деятельности всех служб учреждения, так как включает в себя системные мероприятия по изменению профессиональной деятельности сотрудников, по обновлению содержания и организации работы с детьми на основе инновационных процессов, а также по имидж-продвижению учреждения в образовательном пространстве города. Акцентирую Ваше внимание на то, что проблему подготовки и повышения квалификации сотрудников мы рассматриваем в единстве с системой мер по созданию благоприятных условий труда и развитию мотивации профессионального совершенствования, поскольку образовательная деятельность, построенная на основе новых стандартов, требует от педагогов иного профессионального уровня, а именно: «умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую деятельность, работать с участниками образовательного процесса любого возраста и любого социально-психологического статуса».
Для этого мы активно включаемся в систему методического сопровождения: обучаясь на курсах, семинарах, мастер-классах, организуя аукционы педагогических идей, оформляя презентационные стенды. Налажена работа методических объединений с целью изучения содержания примерных образовательных программ нового поколения, федеральных государственных образовательных стандартов и условий их реализации. А наличие Интернета и соответственных электронных адресов дает возможность дистанционного обучения, оперативного консультирования педагогов.
Наряду с этим, активно разрабатываются методические рекомендации по изменению содержания деятельности, ведению документации, по организации деятельности детей и взрослых в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Об эффективности работы говорят результаты: ежегодный рост количества участников и победителей конкурсов профессионального мастерства; педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории; участие в реализации приоритетных национальных, региональных проектах; увеличение количества участников семинаров, конференций; публикаций в печатных изданиях и Интернете; реализация программы развития учреждения и образовательной программы, получивших положительную рецензию городского экспертно-методического совета.
Еще одно важное направление деятельности - организация социального партнерства. Дворец детского и юношеского творчества, станция юных натуралистов, городской краеведческий музей, магазин «Хобби» наши надежные партнеры, имеющие хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность. Нами выстроена стабильная система взаимоотношений со средствами массовой информации. Доброй традицией стали сюжеты об общественно-значимых мероприятиях, проводимых в учреждении, рассказы о педагогах-новаторах, активных семьях.
Мы сделали детский сад открытым учреждением, регулярно обновляя сайт, проводя акции, издавая рекламно-информационную газету «Топтыжка», буклеты, памятки, пособия, участвуя в волонтерской деятельности.
Смеем заверить, что новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Осуществляя постоянное взаимодействие с родителями не только в виде психолого-педагогической помощи, но и активного вовлечения семей в жизнь детского сада, обеспечиваем участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Это становиться возможным через привлечение родителей к проектной деятельности, к оформлению групповых помещений, участию в открытых мероприятиях; через поддержку мотивации положительных семейных взаимоотношений посредством организации «Семейных клубов», «Школы родителей будущих первоклассников». Сформированная система обучения семей повышает их интерес к учебной деятельности детей, раскрытию и развитию их индивидуальности. Наиболее востребованными формами стали тренинги, мастер-классы, обсуждения видеозаписей детской деятельности, фотовыставки.
Наряду с этим, в практику учреждения вошли такие РR – мероприятия как биеннали, воркшопы, презентационные стенды, позволяющие сделать учреждение открытым, социально-привлекательным.
Внесение изменений в содержание и структуру образовательной программы учреждения, в частности обеспечение их соответствия целям деятельности (часы от СанПин, отсутствие дублирования), изменение содержания планирования, циклограммы непосредственно образовательной и совместной деятельности, календарных планов педагогов стало важным этапом нашей деятельности.
Для решения задачи по созданию оптимальных социально-педагогических условий для гармоничного развития, самореализации воспитанников выявления, поддержки способных, одаренных детей, детей с особенностями в развитии - провели ревизию материально-технических условий; оценку возможности реализации образовательных услуг на базе детского сада.
Считаем, что задача по созданию дизайна, соответствующего современным требованиям решена. В интерьере нет ничего случайного: оформлены стенды, уголки для родителей грамотно подобрана цветовая гамма. Стены расписаны в современном стиле, и, что немаловажно, с учетом требований контролирующих органов. Создан Музейный комплекс, состоящий из 3 экспозиционных помещений. Методическому кабинету и кабинету музыкального руководителя присвоено звание «Образцовый». Разработаны символика детского сада, кодекс профессиональной этики, сайт, гимн, определен дресс-код.
Победы воспитанников на конкурсах различного уровня, стабильное вхождение наших выпускников в десятку лучших по результатам мониторинга первоклассников позволяют говорить о том, что созданные условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей становятся еще одной ступенькой в повышении конкурентоспособности нашего детского сада.
Понимаю, что крайне важной остается задача консолидации детского сада и школы, создание особого психологического климата, благоприятствующего диалогу и сотрудничеству. Проведение таких мероприятий, которые в конечном итоге способствовали бы безболезненному переходу детей с одной образовательной ступени к другой. Среди мероприятий, проводимых нами, наиболее эффективными и значимыми считаем, тренинги, анализ видеозаписи деятельности, вебинары.
Надеюсь, что каждое образовательное учреждение сможет найти свои перспективы, свой путь развития и внести весомый вклад в развитие муниципальной системы образования.
15