Подборка Анкет на тему Патриотическое воспитание


Материал для мониторинговой работы с обучающимися
Патриотизм и как я его понимаю
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся.
Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных данных
Письменные ответы учащихся анализируются по следующим аспектам патриотизма:
1) любовь к Родине,
2) осознание трудностей, недостатков в обществе,
3) готовность к самоотдаче,
4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,
5) чувство национальной гордости,
6) отсутствие национализма  и космополитизма,
7) интернациональный характер  патриотизма.
Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
«Отечество моё – Донбасс»
(на основе анкеты Д.В. Григорьева)
Сформированность личностных качеств гражданина-патриота
Инструкция по выполнению.
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота.
На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (практический психолог). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)
__________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
__________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость;
10. Решительность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности.
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа.
Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан Донеччины, наметить программу развития патриотических чувств.Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов
Анкета
№ Показатель Суждение Балл
01234
1 Самовоспитание 1.   Стараюсь следить за своим внешним видом.
2.   Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.
3.   Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.
4.   Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни  
 
2 Отношение к здоровью 5.   Соблюдаю правила личной гигиены.
6.   Стараюсь отказаться от вредных привычек.
7.   Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).
8.   Стараюсь правильно и регулярно питаться.
9.    Соблюдаю режим дня  
 
3 Патриотизм 10. С уважением отношусь к государственной символике.
11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.
12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.
13. Я осознаю гражданские права и обязанности.
14. Терпимо отношусь к людям другой национальности  
 
4 Отношение к искусству 15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).
16. Умею находить прекрасное в жизни.
17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).
18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.
19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством  
 
5 Отношение к природе 20. Бережно отношусь к растительному миру.
21. Бережно отношусь к животному миру.
22. Стараюсь сохранять природу.
23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).
24.  Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)  
 
6 Адаптирован-ность25. Прислушиваюсь к мнению старших.
26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.
27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.
28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.
29.  Стремлюсь не ссориться с друзьями  
 
7 Автономность 30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие  
 
8 Социальная активность 35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца  
 
9 Нравственность 40. Я умею прощать людей.
41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
42. Мне нравится помогать другим.
43. Переживаю неприятности других как свои.
44. Стараюсь защищать тех, кого обижают  
 
10 Социальная толерантность 45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.
46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.
47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.  
 
1.  Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
 4.  Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
Уровень этической культуры обучающихся средних классов
(методика Н.П. Капустина)
Параметры оценки Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной
жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)