Сценарий внеурочного занятия «Цветы к празднику 8 марта. Тюльпаны»
Сценарий занятия по внеурочной деятельности, проведенного педагогом МОУ «Расховецкая основная общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области Борисовой Г.Н.
Тема занятия: «Цветы к празднику 8 марта. Тюльпаны».
Возраст обучающихся: 3 класс
Название программы: «Путешествие в страну ОРИГАМИ» (1 год обучения)
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Форма: мастерская
Вид внеурочной деятельности: художественное творчество
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей по средством выполнения цветка «Тюльпан» в технике «оригами».
Проблемы, решаемые обучающимися: анализ информации, представленной в фильме, составление рассказа по ключевым словам, выполнение практической части.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: ориентироваться на понимание причин успеха в деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; уважительно относиться к мнению других ребят.Регулятивные УУД: определять и формулировать цель занятия, проговаривать последовательность действий на занятии.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться между собой; умение отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, файлы презентация и видео, модель оригами (тюльпан), подготовленные листы для выполнения модели тюльпана в необходимом количестве, ножницы, клей, дневники мониторинга.Литература:
Г.Э.Эм. Путешествие в страну Оригами. 1 год обучения. // Пособие для учителей и родителей. Ростов-на-Дону: Легион. – 2013.
Г.Э.Эм. Послушная бумага. Ростов-на-Дону: Логос. – 2009.
Интернет ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=OPqlNLCrUuQ - П.И. Чайковский «Времена года. Весна»
http: //iplayer.fm/q/вальс+цветов/
Предполагаемый результат:
В результате обучения на данном занятии обучающиеся будут:
совершенствовать различные приемы работы с бумагой;
учиться создавать «Тюльпан», пользуясь инструкционными картами и схемами;
развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус;
овладевать навыками культуры труда;
развивать свои коммуникативные способности и приобретать навыки работы в коллективе.
Предполагаемым показателем эффективности достижений планируемых результатов станет изготовление подарка обучающимися мамам к 8 Марта.
Деятельность педагога Задачи педагога Деятельность детей УУД ИКТ
Мотивационный этап
Цель: Создание условий для осознанного вхождения в пространство деятельности на внеурочном занятии.
Добрый день, ребята. Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю сыграть в игру «Здравствуй, друг!». Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие Выполняют все движения по игре в паре. Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; учиться сдерживать свои эмоции, слушать то, что рассказывает учитель.
Здравствуй, друг! Рукопожатие Как ты тут? Хлопают друг друга по плечу Где ты был? Дергает за руку Я скучал. Прикладывают руку к сердцу Ты пришел? Разводит руки в сторону Хорошо. обнимаются Садитесь.
Пожелайте мысленно друг другу чего-нибудь хорошего.
Приготовьте свои места к работе. Выполняют указания учителя. Деятельностный этап.
Цель: Создание условий для развития логического мышления, умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, умения работать с предметами, символами, осознанного выполнение подарка к 8 Марта.
Стадия вызова.
Цель: Мотивация осознания потребности к построению нового способа действия.
Ребята, наше занятие сегодня мы начнем с просмотра видеоролика, после чего вы поделитесь своими впечатлениями от услышанного. Создать проблемную ситуацию, а также условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством педагога Сморят видеоролик, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы педагога. Личностные: уважительно относиться к мнению других;
Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться между собой.
Познавательные: умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы в паре Видеоролик на музыку П.И. Чайковского «Времена года. Весна».
О каком времени года идет речь? О весне. По каким признакам мы узнаем, что наступает весна? Становится теплее, солнце светит ярче, бегут ручьи. Появляется трава и первые цветы. Какие весенние месяцы вы знаете? Март, апрель, май Какой месяц скоро наступит? Март Кто может сказать какой, праздник отмечают в марте? 8 Марта, праздник бабушек и мам. Попробуйте в парах составить рассказ об этом празднике по ключевым словам: Любимые, мама, бабушка, подарок, поздравление, чудеса, помощь. (Раздает карточки (Приложение 1)). Составляют рассказы. (Работа в парах). А теперь мы послушаем ваши рассказы. Слушают рассказы одноклассников. Каждый из вас в своем рассказа об этом празднике упомянул слово подарок. А что дарят женщинам на 8 Марта? Цветы. Стадия осмысления.
Цель: Создание условий для формулировки темы занятия, его целей и задач.
Сегодня каждый из вас сделает подарок своей маме – цветок. А какой – мы сейчас с вами узнаем.
Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный,
словно пан,
Нежный бархатный … Организовать деятельность обучающихся по определению темы занятия и постановке его цели. Личностные: способность к восприятию материала, выходящего за рамки занятия;
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Отгадывают загадку.
Тюльпан И так, кто может назвать тему нашего занятия. Ведут обсуждение. Приходят к теме занятия. А как вы думаете, какую цель мы поставим с вами на этом занятии?
А какую цель и задачи мы поставим сегодня перед собой. (Педагог подводит итог). Выполнить подарок для мам к 8 Марта – цветок «Тюльпан».
Высказывают свои предположения. Сегодня я хочу рассказать вам легенду, почему именно тюльпаны принято дарить в этот день как символ счастья. (Приложение 2) Слушают рассказ учителя Физкультминутка (автор М. Воловиченко – приложение 3)
Цель: Поддержание состояния активности учащихся, предупреждение и снятие умственного и физического утомления.
Практическая часть
Цель: Создание условий для выполнения модели цветка «Тюльпан» по схеме.
На этом занятии мы с вами сложим вот такой тюльпан. (Показывает образец) Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации, моделирование. Смотрят на образец. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной и практической деятельности;
Регулятивные: умение ставить промежуточные цели;
Познавательные: умение структурировать полученные знания (получив материал, учиться выстраивать последовательность выполнения) Слайд 1
В какой технике он выполнен? Оригами А что такое оригами? (обобщает полученные ответы) Искусство складывания бумаги Слайд 2
В какой стране был придуман этот вид искусства? В Японии А что нам понадобится, чтобы выполнить наш цветок. Бумага и ножницы Давайте повторим, какие правила необходимо соблюдать при работе с ножницами. (Приложение 4) Повторяют правила работы с ножницами. Слайд 3
Основной фигурой у нас на занятии будет «двойной треугольник». Давайте вспомним, как он выполняется. Выполняют базовую фигуру «двойной треугольник» Слайд 4
У каждого из вас есть схема, которая поможет вам выполнить тюльпан (приложение 5). Посмотрите на схему. У кого-нибудь есть вопросы.
Приступаем к выполнению. Рассматривают схему Слайд 5
П.И. Чайковский «Вальс цветов».
Выполняют тюльпан по схеме. Контрольный этап
Цель: Создание условий для выявления и фиксации места и причины затруднения, нахождение путей для исправления ошибок
У меня в руках ваза. Давайте создадим букет и сравним свои тюльпаны с тюльпанами других учащихся и образцом.
На каком этапе у вас может быть возникли трудности? Что было самым интересным
Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения последовательности операций результату, цели, задачам.Сравнивают свои модели с моделями друг друга и образцом учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Личностные: позитивное отношение к результатам обучения в рамках изученной темы; самоанализ и самоконтроль результата; развитие способности к самооценке на основе критериев успешной работы; осознание причастности к успеху;
Регулятивные: умение выделить то, что усвоено и что еще нужно усвоить; Каждый из вас принес с собой свой дневник участия во внеурочной деятельности.
Отметьте в дневнике, как вы работали на этом занятии.
Поясните свое решение.
Как вы думаете, достигли ли мы цели, которую поставили в начале занятия. Поясните почему.
У всех ли получился цветок, близкий к образцу. Если нет - попробуйте проанализировать свои ошибки. Организовать оценку обучающимися результата своей деятельности; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. Отмечают в дневниках
Объясняют выбор.
Да. Мы достигли поставленной цели, потому, что каждый из нас научился делать тюльпан.
Анализируют свои ошибки. Рефлексивный этап
Цель: Создание условий для осознания цели своей деятельности, получения радости от проделанной работы.
Цветок готов. Поднимите его. У вас получились очень красивые цветы. Не забудьте подарить их мамам. Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок для достижения результата. Поднимают цветы. Личностные: готовность и способность к саморазвитию;
Регулятивные: оценка своей деятельности; осуществление корректировки выполненного задания.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение. Что помогло вам выполнить правильно цветок? Внимание и старание. Что помогло вам в работе? Схемы На уроке вы были очень старательные и аккуратные. Но все же я прошу вас проанализировать, что бы вы могли исправить, чтобы ваши цветы стали еще красивее.
Предлагаю вам дома выполнить еще несколько тюльпанов и подарить их бабушкам, сестрам, тетям, подругам Слушают педагога. Уборка рабочего места. Подведение итогов занятия
Цель: Создание условий для осознания необходимости наводить порядок на рабочем месте, сопоставления цели занятий и его результатов.
Вот закончился урок,
Все убрать нам надо в срок.
Мусор быстро соберите
И порядок наведите. Организовать деятельность обучающихся по уборке своих рабочих мест. Наводят порядок на рабочих местах. Личностные: умение наводить порядок на рабочем месте. Еще раз хочу сказать: вы славно потрудились. Наше занятие подошло к концу. Давайте друг другу улыбнемся. Дарите улыбки своим одноклассникам и всем окружающим. И помните, ребята, что «красота спасет мир».
А на следующем занятии мы с вами научимся делать маски. Слушают педагогаКоммуникативные: способность развивать сотрудничество со сверстниками