Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать!


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55» города Перми
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.
«Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать!».
Разработчик:
Курникова Н.С.,
Воспитатель.

Пермь, 2016 г.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.
«Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать!».
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы, расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках и питании, воспитывать бережное отношение к природе, птицам, помогать выжить в зимнее время года, дать элементарные сведения о том ,чем кормить птиц зимой.
Предварительная работа:  чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, корма для птиц: пшено, зерно, сало, семена, хлебные крошки; тарелочки; аудиозапись с голосами птиц, аудиозапись метели, вьюги, разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».Ход занятия:
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
Воспитатель читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая).
Воспитатель: правильно, молодцы ребята. Зима и в правду очень холодная, морозная.
А сейчас, предлагаю послушать вот такие звуки.
Включается аудиозаписи звуки птиц.
Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы услышали? (птиц).
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне. Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их, что у вас получилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы. А, как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, зимующие.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
- Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом, если крыльями взмахнем, будем в небе голубом (Птицы).
- Каркать, петь и ворковать, нас зимою подкормите, дети кто мы, - назовите?
- Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка, и полоска шарфика (синичка).

- Найдешь ее в своем дворе, она на радость детворе, ты обижать ее не смей, это птичка…(воробей).

- Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипотливая, известная персона, зовут ее …(ворона).

- В лесу под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель»! И ставит подпись …(дятел).

- Зимой на ветках яблони! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири).

- Посмотрите на балкон: он с утра воркует тут. Эта птица – почтальон, пролетит любой маршрут. (Голубь).
- Что за стол среди берез, под открытым небом? Угощает он в мороз, птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается? (ответы детей).
Включается экран, с презентацией «Покормите птиц».
Воробьи – любят зернышки, и хлебные крошки.
Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство это сало.
Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Запомнили? А сейчас я и проверю, кто был самым внимательным, и запомнил, как называются и что едят наши птички.
Проводится Д/игра «Покормим птиц». (Дети раскладывают  корм, который  едят птицы).
Перед вами мольберт, на котором прикреплены картинки птиц и корма, вам необходимо правильно расположить корм, соответствующей птичке. Разделитесь на две команды, кто быстрее соберет правильно все соответствия, и правильно назовет птицу, та команда и победила.
Воспитатель: Молодцы ребята! с заданием справились, теперь наши птички не останутся голодными.
Проводится игра «Птички- невелички». (Дети имитируют действия птиц: воробьи - юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся;  снегири- спокойные, степенные; синички- любят раскачиваться).
Воспитатель: Ребята, если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.  Мы должны помочь пережить им зиму.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И поют, чирикая,
«Спасибо вам великое!»
Физкультминутка «Птичка – невеличка».
Птичка – невеличка по небу летала (птички летают),
Села под окошко, Крошек поклевала (присели, клюют зернышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Воспитатель: Садитесь на свои места, сегодня мы с вами сделаем для наших птиц настоящие кормушки, поможете мне в этом?
Дети: да!
На каждого ребенка заранее приготовлены, коробки из под сока, бутылки, сделана родителями настоящая деревянная кормушка. Я предлагаю, вам покрасить коробочки, можно украсить рисунками, аппликациями и ждем когда высохнут. А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки.
Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли им жизнь.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось? (ответы детей).