Статья по психологии на темуВзаимосвязь паттернов родительского отношения к ребенку и факторов воспитательных воздействий(младший школьный возраст)
Нефедова Нина Сергеевна, магистрант
Семенова Юлия Владимировна, клинический психолог
Гуманитарный институт ФГБОУ ВПО
«Владимирский государственный университет им. А.Г и Н.Г. Столетовых», Владимир
«Взаимосвязь паттернов родительского отношения к ребенку и факторов воспитательных воздействий»
Аннотация: Работа посвящена изучению проблем в детско-родительских отношениях, путем нахождения взаимосвязи паттернов родительского отношения к ребенку и факторов воспитательных воздействий. Целью работы является нахождения взаимосвязи паттернов родительского отношения к ребенку, стилей родительского поведения и факторов воспитательных воздействий, а так же разработка программы по нивелированию невротических паттернов родительского отношения. При этом решаются следующие задачи: изучение теоретического материала по данной проблеме, подбор методов, организация и постановка констатирующего и формирующего экспериментов, выявление и коррекция невротических паттернов родительского отношения.
Ключевые слова: «Невротические паттерны родительского отношения», «отношение к ребенку опытного родителя», «стили родительского поведения», «факторы воспитательных воздействий», «ролевые паттерны родительского отношения», «детско-родительские отношения в семье».
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих детско-родительские отношения.
В повседневной практике работы семейного психолога острым является вопрос родительского воздействия на личность ребенка. Знание взаимосвязи между стилями родительского поведения, факторами воспитательного воздействия и ролевыми паттернами родительского отношения к ребенку поможет практикующему специалисту составить целостное впечатление о ситуации семейного воспитания, включающего воспитательные воздействия в каждой конкретной семье, а так же окажет помощь в разрешении проблем детско – родительских отношений за счет раскрытия их структуры.
Цель исследования выявить взаимосвязь родительских отношений и факторов воспитательных воздействий, обусловленных паттернами и провести психологическую коррекцию невротических паттернов родительского отношения.
Объектом исследования являются детско-родительские отношения в семье.
Предметом исследования является ролевые паттерны родительского отношения, обусловленные факторами воспитательных воздействий.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой существует наличие взаимосвязи между паттернами родительских отношений и факторами воспитательных воздействий, в ходе исследования мы выявили, что у некоторых родителей присутствуют невротические паттерны родительского отношения, которые поддаются коррекции. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, положениями гипотезы были поставлены следующие задачи:
1)Провести теоретический анализ научно практической литературы по проблеме исследования.
2)Осуществить эмпирическое исследование ролевых паттернов, стилей родительских отношений и факторов воспитательных воздействий.
3)На основании полученных результатов, разработать и апробировать программу по нивелированию невротических паттернов родительского отношения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы посвященные теме нашего исследования: Варга А.Я., Гребников И.В., Дружинин В.Н., Ковалев С.В., Сатир В., Столин В.В., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., а так же работы Александровой Ю.В.
В работе применялся теоретический метод исследования, а именно, анализ философской, психолого-педагогической литературы для обобщения отечественного и зарубежного опыта.
В практической части работы применялся эмпирический метод, а именно тестирование, наблюдение, опрос.
Экспериментальной базой исследования - исследование проходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №43 имени Ю.Б Левитана» города Владимира.
В исследовании принимало участие 60 матерей в возрасте от 25 до 46 лет, которые воспитывают младших школьников в возрасте 7-9 лет. Проводились методики на выявление взаимосвязи паттернов родительского отношения к ребенку и факторов воспитательных воздействий, а так же наличия невротических паттернов у матерей. После выявления невротических паттернов мною была составлена коррекционная программа, а в последующем оценка эффективности проведенной работы.
Критерии отбора испытуемых для формирования группы:
-Женщины в возрасте от 25 до 46 лет;
-Матери воспитывающие младших школьников в возрасте 7-9 лет;
Исследование осуществлялось поэтапно, в соответствии с разработанной программой, и состояло из четырех этапов.
Первый этап – теоретический, в ходе которого изучались основные научные подходы к вопросу исследования. Изучены взгляды и концепции современных авторов по проблематике исследования. Определялись цели, задачи, формировалась рабочая гипотеза, строился план работы, определялись рабочие ресурсы.
Второй этап – аналитико-теоретический. На этом этапе изучалась научно-методическая литература, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, рабочая гипотеза, логика и организация исследования. Разработка программы коррекции.
Третий этап– эмпирико-экспериментальный. Проведение исследования ролевых паттернов, стилей родительских отношений и факторов воспитательных воздействий. Применение коррекционной программы для матерей с невротическими паттернами родительского отношения.
Четвертый этап– интерпретационный. Проводилось анализ и интерпретация эмпирических данных, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Для выявления наличия взаимосвязи ролевых паттернов и факторов воспитательных воздействий мною были использованы следующие методики:
«Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека» Александровой Ю.В.;
«Методика диагностики родительского отношения» Варга А.Я., Столина В.В.;
Опросник «Факторы воспитательного воздействия» Тихомировой Т. Н.;
По результатам констатирующего эксперимента нами было установлено, что матери с «невротическими паттернами родительского отношения», имеют отрицательные воспитательные установки, нуждающиеся в психологической коррекции. В данной группе был проведен формирующий эксперимент по коррекции, затем была проведена повторная диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария (контрольный этап).
. Программа коррекции «невротических паттернов родительского отношения».
Исследователи А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, В. В. Юстицкис. Э. Г. Эйдемиллер определили, что становление личности ребенка зависит от того какой воспитательный потенциал семьи. Психологами были выделены различные неблагоприятные факторы образования и внутрисемейной атмосферы (авторитаризм, инфантилизм, отвержение), влияющие на личность ребенка и его эмоциональную сферу.
Под нивелированием проблем детско-родительских отношений, мы понимаем совокупность психологических и образовательных упражнений, направленных на снижение, облегчение конфликта между родителями и детьми или разрешением и в то же время развитие образовательного потенциала родителей.
Таким образом, для целей коррекционной программы закладывается как разрешение реальных проблем и работа на будущее, для того чтобы создать условия для развития позитивного семейного воспитательного потенциала.
Цели в группе должны быть реальными; адекватно проблемам и целям для которых устанавливаются временные рамки (от месяца до 3-4 месяцев). В нашем случае, коррекционная программа проводилась в течение 2-х месяцев.
Целью программы: является осознание родителями собственных воспитательных установок и формирование правильной родительской позиции.
Задачи программы:
• увеличить сензитивность родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;
• обучение навыкам регуляции поведения ребенка;
• активизация познавательной деятельности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;
• обучение навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков сопереживания, "активное слушание";
• обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.
Важность коррекционной программы состоит в особенности социально-педагогической направленности всех занятий, которые включают в себя не только понимание участниками особенностей межличностных отношений, что дает родителям возможность понять причины конфликта с ребенком, но и призывает родителей изменить тактику взаимодействия с ним.
Родители получают знания о том, как себя вести в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные стороны взаимоотношений с ребенком, учатся анализировать пути преодоления трудностей в общении с ребенком. Потенциальные возможности коррекционной программы с родителями подтверждают ее значимость для гармонизации детско-родительских отношений.
В ходе всей работы психолог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений пациентов, осуществляя соответствующую корректировку.
Этапы работы:
Тема Задачи Перечень заданий и упражнений
1. Понятия, виды родительского поведения, характеристики каждого типа и характерного качества детей на каждом из них. Определение действий родителей по отношению к ребенку, выявление сильных и слабых сторон поведения родителей. 1. Приветствие родителей
2. Проведение методов релаксации
3. Введение родителей в атмосферу занятий.
4. Лекция "Стили семейного воспитания".
5. Диагностическое исследование.
2. Анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях. Актуализация проблем в детско-родительских отношениях, обучение родителей навыкам саморефлексии во взаимоотношениях с ребенком. 1.Приветствие
2.Проведение техники релаксации
3. Введение родителей в атмосферу занятия
4. Анализ результатов методик и групповое обсуждение
5. Анализ домашнего задания и обсуждение возникших вопросов при проведении методики «Кинетический рисунок семьи».
6. Анализ проблемных листов. Активная часть.
7.Упражнение «Ребенок глазами родителей».
8.Рефлексия
3. Психолого-педагогические особенности ребенка младшего школьного возраста Стимулирование познавательного интереса родителей к изучению механизма поведения ребенка; формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка; информационное обеспечение родителей. 1. Приветствие
2.Проведение техники релаксации.
3.Сбор бланков «Визитка моего ребенка», обсуждение возникших вопросов.
4. Введение в атмосферу занятия.
5.Лекционная часть «Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста».
6.Лекционная часть «Почему ребенок - это не маленький взрослый».
7. Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?».
8.Упражнение «Мой уникальный ребенок».
9.Упражнение «Белое - черное».
10.Рефлексия
4. Эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях. Анализ актуального состояния эмоциональной сферы детско-родительских отношений; формирование у родителей представлений об особенностях эмоциональных взаимоотношений с детьми; развитие навыков рефлексивного анализа детско-родительских отношений. 1. Приветствие родителей
2.Проведение техники релаксации.
3.Анализ домашнего задания и обсуждение возникших вопросов
4. Упражнение «Письмо себе»
5. Упражнение «Ситуационное реагирование».
6. Лекционная часть. Лекция «Я - высказывания».
7.Упражнение «Я - высказывание».
8.Упражнение на закрепление навыков «Я - высказывание».
9. Введение родителей в тематику занятия. Основная часть
10.Лекционная часть. Лекция «Эмоциональный мир ребенка».
11.Упражнение «Эмоциональная реакция ребенка» .
12.Введение и групповое обсуждение правил управления эмоциями.
13.Рефлексия
5. Развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений. Анализ актуального состояния коммуникативной сферы детско-родительских отношений; развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми. 1. Приветствие родителей.
2.Проведение техники релаксации.
3. Анализ домашнего задания.
4. Введение родителей в тематику занятия.
5. Упражнение «Я - мой собственный ребенок».
6.Лекционная часть. Лекция «Эффективное общение с ребенком».
7.Упражнение «Эффективное общение»
8. Дискуссионное обсуждение, вопросы:
9. Лекционная часть. Лекция «Роль общения в детско-родительских отношениях».
10. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций».
11. Упражнение «Ситуационное реагирование».
12. Дискуссия на тему «Саботажники общения».
13.Рефлексия.
6. Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства. Анализ актуальных способов регуляции поведения ребенка; развитие навыков активного восприятия деятельности и поведения ребенка; обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка. 1.Приветствие родителей.
2.Проведение техники релаксации
3. Анализ домашнего задания.
4.Лекционная часть. Лекция «Ситуационное реагирование». Рекомендации.
5. Дискуссионное общение №1
6. Упражнение «Ситуационное реагирование» №1
7. Дискуссионное общение №2
8. Обсуждение темы «Как правильно наказывать ребенка»
9. Обобщения данной темы. Рекомендации.
10. Упражнение «Ситуационное реагирование». №2
11.Обсуждение темы «Поощрение».
12. Упражнение «Ситуационное реагирование». №3
13.Рефлексия
7. Игра в жизни ребенка. Формирование у родителей представлений об особенностях конструктивных взаимоотношений с ребенком в семье; знакомство родителей с особенностями игровой деятельности ребенка; активизация творческой активности родителей. 1. Приветствие родителей. Введение в тематику занятия.
2.Проведение техники релаксации
3. Анализ домашнего задания. Лекционная часть.
4. Вводное упражнение «Продолжение фразы».
5. Дискуссионное общение (в форме мозгового штурма)
6.Лекционная часть. Лекция «Игра в жизни ребенка».
7.Упражнение «Набор успешного родителя»
8.Упражнение «Идеальный ребенок - Идеальный родитель».
9.Рефлексия
8. Подведение итогов групповой работы, последействие. Анализ изменений, произошедших во взаимоотношениях с ребенком за последний период; развитие саморефлексии. 1.Приветствие родителей.
2.Проведение техники релаксации
3. Анализ домашнего задания. Основная часть
4. Анкета «Оценка эффективности коррекционного курса».
5. Упражнение «Я - родитель»,
6. Анализ упражнения «Я - родитель»
7. Заключение
Основной этап.
В основном этапе есть некоторые ритуалы:
ритуал приветствия: создание положительного эмоционального настроя участников группы;
ритуал прощания: завершение работы группы, создание позитивного настроя для будущей встречи;
проведение техники релаксации: снятие инертности физической и психической, настрой на активную работу и взаимодействие с другими, активизация внимания и интереса к занятию;
рефлексия: осознание изменений внутреннего состояния, которое произошло во время занятия
Заключительный этап.
Итоговая групповая и индивидуальная психодиагностика.
Обобщение данного коррекционного курса. Рекомендации.
2.1 Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента
В первом этапе нашего исследования была выявлена взаимосвязь родительских отношений и факторов воспитательных воздействий, обусловленных паттернами родительского отношения. На формирующем этапе нашего исследования была проведена программа по нивелированию «невротических паттернов родительского отношения». В результате были получены следующие результаты.
Варги А.Я., Столина В.В, до и после программы коррекции в группе с «невротическими паттернами родительского отношения» (n=16).
Таблица 3.3
Оценки и сдвиги оценок ("после" - "до") по шкалам № ПО СЖ С Г И п/п до после сдвиг до после сдвиг до после сдвиг до после сдвиг до после сдвиг
1 15 22 +7 2 7 +5 2 1 -1 2 4 +2 7 2 -5
2 25 20 -5 1 7 +6 1 1 0 3 7 +4 8 5 -3
3 10 23 +13 4 4 0 3 3 0 7 7 0 7 7 0
4 11 16 +5 6 6 0 6 7 +1 2 6 +4 6 4 -2
5 8 29 +21 7 8 +1 7 3 -4 1 2 +1 7 2 -5
6 25 20 -5 2 2 0 2 2 0 3 3 0 3 3 0
7 10 9 -1 5 6 +1 3 1 -2 5 6 +1 4 3 -1
8 12 30 +18 7 7 0 1 1 0 4 4 0 2 2 0
9 7 19 +12 9 9 0 5 5 0 3 4 +1 7 3 -4
10 14 24 +10 6 6 0 7 7 0 6 6 0 4 4 0
11 24 8 -16 7 7 0 1 1 0 7 7 0 5 5 0
12 6 26 +20 5 3 -2 2 7 -5 2 2 0 6 1 -5
13 11 18 +7 4 5 +1 2 6 -4 1 7 +5 2 2 0
14 13 15 +3 6 8 +2 4 6 -2 4 3 -1 3 3 0
15 7 25 +18 2 7 +5 3 5 -2 5 5 0 7 1 -6
16 11 20 +9 5 9 +4 5 6 -1 6 4 -2 5 5 0
Подсчитаем сначала количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой шкале в каждой из выборок. Это необходимо для выявления "типичных" знаков изменения оценок и значительно облегчит нам дальнейшие расчеты и рассуждения.
Расчет количества положительных, отрицательных и нулевых сдвигов в группе с «невротическими паттернами родительского отношения»
Таблица 3.4
Кол-во сдвигов Шкалы
в группе "ПО" "СЖ" "С" "Г" "И" Суммы
1. Экспериментальная группа а) положительных б) отрицательных
в) нулевых 12
4
0 8
1
7 1
8
7 7
2
7 0
8
8 28
23
29
Суммы 16 16 16 16 16 80
Из Табл. 3.4. мы видим, что наиболее типичными являются "нулевые" сдвиги, то есть отсутствие сдвига в оценках после коррекционной программы. И все же, в экспериментальной группе по шкале "ПО" ,"СЖ",
"Г" ,"СЖ" и "И", положительные сдвиги наблюдаются в половине случаев.
Нам необходимо учитывать только положительные и отрицательные сдвиги, а нулевые отбрасывать. Количество сопоставляемых пар значений при этом уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Теперь для шкалы "ПО" n=16; для шкалы "СЖ" n=9; шкалы "С" n=9 ; шкалы "Г" n=9 и шкалы "И" n=8.
Мы можем сразу же проверить и гипотезу о преобладании положительного сдвига в ответах по сумме 5 шкал. Сумма положительных и отрицательных сдвигов по 5 шкалам составляет: n=16+9+9+9+8=51.
Сформулируем гипотезы.
Н0: Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является случайным.
H1: Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является неслучайным.
1) Шкала "ПО"
n=16
Типичный сдвиг - положительный
Отрицательных сдвигов - 4.
Gкp=4 (p≤0,05)
Gкр= 2(p≤0,01).
Gэмп=4
Gэмn=Gкp
H0 отклоняется. Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является неслучайным.
2) Шкала "СЖ"
n=9
Типичный сдвиг - положительный
Отрицательных сдвигов - 1.
Gкp=1 (p≤0,05)
Gкр= 0(p≤0,01).
Gэмп=1
Gэмn=Gкp
H0 отклоняется. Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является неслучайным.
3) Шкала "С"
n=9
Типичный сдвиг – отрицательный
Положительных сдвигов - 1.
Gкp=1 (p≤0,05)
Gкр= 0(p≤0,01).
Gэмп=1
Gэмn=Gкp
H0 отклоняется. Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является неслучайным.
4) Шкала "Г"
n=9
Типичный сдвиг – положительный
Отрицательных сдвигов - 2.
Gкp=1 (p≤0,05)
Gкр= 0(p≤0,01).
Gэмп=2
Gэмп>Gкp
H0 принимается. Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является случайным.
5) Шкала "И"
n=8
Типичный сдвиг – отрицательный
Положительных сдвигов - 0.
Gкp=1 (p≤0,05)
Gкр= 0(p≤0,01).
Gэмп=0
Gэмn=Gкp
H0 отклоняется. Сдвиг в сторону более лояльного отношения к детям после коррекционной программы является неслучайным.
Рис. 1. Средние процентные показатели интенсивности типов родительского отношения по Варге А.Я., Столину В.В до и после коррекционной программы.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
После проведения коррекционной программы повторно применялась методика диагностики родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В. Данные по результатам исследования приведены в приложении (таблица 1). На рисунке 1 представлены результаты выраженности типов родительского отношения, до и после коррекционной программы.
Анализируя полученные результаты в группе с «невротическими паттернами родительского отношения», можно сказать о том, что после коррекции уровень инфантилизации снизился. Преобладающим типом родительского отношения является «принятие – отвержение». Это свидетельствует о том, что у испытуемых стало более выражено положительное отношение к ребенку. Родитель принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Значительно слабее выражены такие типы отношений как «образ социальной желательности поведения» и «симбиоз».
Если проводить сравнительный анализ результатов после коррекционной программы, то можно говорить о том, что после программы результаты по типу «принятие – отвержение» стали 20,2,а до программы были 13,1(различия достоверны при р≤0,05), отношение к ребенку стало более лояльным. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает его интересы, увлечения, мысли и чувства. Так же после коррекционной программы стал менее выражен такой тип отношения как «инфантилизация» 3,2,а до программы были 5,2(различия достоверны при р≤0,01). На поведенческом уровне это проявляться в том, что родитель не приписывает ребенку личную и социальную несостоятельность. Взрослый проявляет больший интерес к тому, что интересует ребенка, выше оценивает способности ребенка. Так же отмечаются такие тенденции как поощрение самостоятельности и инициативы ребенка, родители стараются быть с ним на равных. Так же ярким поведенческим проявлением стала разная психологическая дистанция между собой и ребенком. После коррекционной программы, испытуемые стараются быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные разумные потребности и ограждать его от неприятностей. Отношение к неудачам ребенка стало более лояльное, чем было ранее, неудачи ребенка считаются случайностями, вера в ребенка находится на более высоком уровне, чем у испытуемых во второй группе.
Таким образом, в группе с паттерном с «невротическими паттернами родительского отношения» преобладающим стал тип отношения «принятие – отвержение», на поведенческом уровне это свидетельствует о ярко выраженном положительном отношении к ребенку, уважении и принятии его индивидуальности. Такой тип отношения как «инфантилизация» снизился. На поведенческом уровне это проявляется в том, что родитель представляет своего ребенка приспособленным, успешным и не открытым для дурных влиянии. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Так же стали высоко оцениваться интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Следовательно, проведя повторную методику родительского отношения Варга А.Я., Столин В.В и применив G - критерий знаков, мы можем сделать вывод о том, что данная коррекционная программа является эффективной для группы с «невротическими паттернами родительского отношения». Данная программа способствует осознанию родителями собственных воспитательных установок, а так же формирует адекватную родительскую позицию - установки родителей на воспитание детей в семье. Таким образом, в цели коррекционной программы закладывается как разрешение реальной проблемы, так и работа на перспективу, создание условий для развития позитивного воспитательного потенциала семьи.
Основные результаты, полученные в ходе исследования:
Теоретическая значимость заключается:
- в актуализации проблем детско-родительских отношений;
- в определении классификации стилей родительского отношения;
- в разработке научно-методического обеспечения, а именно методики психологической коррекции невротических паттернов родительского отношения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
-результаты, полученные в ходе исследования, отражают состояние межличностных отношений в семье и степень ее благополучия и могут быть использованы в практике семейного консультирования при работе с неблагополучными семьями, учитываться в работе с детьми в школе, для регулирования внутрисемейных отношений с целью стабилизации семьи.
Cписок литературы:
•Александрова Ю.В. Ролевые паттерны отношения к Другому взрослого человека// Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе (Материалы научно-практической конференции. В 2-х частях. Май. 1998) Часть 1, Шадринск, 1998•Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук. – Пенза, 2000. – 237 с.
Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.- М.: педобщество России, 2005.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
•Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. //Вопросы психологии. – 1985. - № 4.- С. 83-92.