Лекторий для родителей на тему Особенности подросткового периода
ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. В это время цельное представление о своей внешности превращается у подростков во фрагментарное, сосредоточенное на отдельных частях тела: ушах, ногах, носе и т.п. Отдельные части тела кажутся им слишком: слишком толстыми, тонкими, короткими, длинными. Подросток начинает сравнивать себя со сверстниками. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку.
Как мы уже заметили, подростковый возраст является по сути кризисным.
Говорить о подростках невозможно без учета роли общения со сверстниками в развитии и становлении их личности. Некоторые исследователи считают такое общение решающим - как в позитивном, так и в негативных смыслах. Действительно, общение может содействовать успешной социализации подростка, но может и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
Роль общения со сверстниками велика, хотя влияние внутрисемейного общения на его развитие продолжает оставаться достаточно сильным. Воздействие на личность подростка во многом опосредуется его семьей. Доверительные отношения в семье могут компенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннею позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное – непонятый и не принятый в семье подросток пойдет искать тепло и внимание на улице. Подросток, унижаемый близкими, будет компенсировать свою низкую самооценку насмешками, издевательствами над более младшими. Таким образом можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношением в семье подростка.
Итак, отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем на какие аспекты личности осуществляется это влияние.
Прежде всего необходимо отметить, что общение может содействовать реальному или иллюзорному Я подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижение и поддержания высокого общественного статуса.
Реальное усиление Я в случае наличия у подростков действительных достижений в какой-либо области – спорте, музыке и т.п. – значимой для подростка среде. Иногда некоторое усиление Я осуществляется не за счет реальных успехов, а через ощущение принадлежности к группе, почувствовать подростку сильное МЫ. У подростков идет тяга интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых складываются ситуации непонятости подростков во взрослом мире, ситуации «замещения» потребности в установлении новых отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр. Однако часто группа дает иллюзию силы. Поэтому подростки столь остро воспринимают критику в отношении своей компании. Испытывают тревогу при возможности потери друзей. Переживают, если взрослые при сверстниках оказывают те или иные воспитательные воздействия. Это равносильно ослаблению их собственного Я.
Подростковый период – время резких изменений как в физическом, так и вэмоциональном облике, и это находит свое отражение в отношении подростков к своему имени. Можно наблюдать экспериментирование с именем, то есть употребление его в необычном варианте, Димон, Жека и т.д. или появление так называемых прозвищ. Такое отношение свидетельствует о некотором снижении самооценки, либо символизирует новый статус , уже отличного от детского, но еще не ставший взрослым.
Следующий параметр признания, значимый для подростка, - факт собственного взросления. Он активно доказывается ими сверстникам, родителям и прежде всего самим себе. Какпишет И.Кон, важнейшим новообразованием этого возраста является чувство взрослости - это новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого подросток еще не достиг. В этом заключается глубокое противоречие: подросток начинает требовать того, что еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам, вступает в раннюю сексуальную связь или принимает алкоголь. Все средства хороши для подростка только бы доказать свою взрослость. Поскольку взросление ребенка чаще наступает неожиданно для родителей, они не готовы к этому, пытаются сохранить прежний контроль и прежние отношение. Таким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее отстаивают, а родители, видящие в них детей, активно этому сопротивляются. Отсюда – возникновение конфликтных отношений в семье.
Утверждение своей взрослости проявляется и в отношении подростков к правам и обязанностям.
В отличие от младших школьников, для которых было значимым острогое выполнение обязанностей, во многом служившее им основанием положительной самооценки, подростки большей частью ориентированы на активное отстаивание своих прав, пренебрегая при этом своими обязанностями. Многие подростки претендуют на те права, которыми еще не умеют пользоваться. Как отмечают многие исследователи, подростки не всегда бывают счастливы, когда родители, в конце концов, позволяют им принимать самостоятельные решения. Они могут начать вести себя еще хуже, чтобы вынудить родителей вернуться к контролю за ними. Таким образом, подростки, с одной стороны, стремятся получить дополнительные права и порой излишне эмоционально отстаивают их, с другой – еще не умеют и боятся пользоваться ими. Однако взрослым нужно иметь в виду, что подросткам необходимо для полноценного развития иметь право на одушевленное или неодушевленное пространство (свою комнату, своих друзей). Причем подростки, как правило, стремятся внешне пометить свое пространство: значками, эмблемами на одежде, плакатами на стенах своей комнаты или части ее. И если по квартире незаметно, что в ней живет подросток – отсутствуют его «метки», то можно предположить наличие ущемления родителями его прав. Особое значение имеет его комната. Некоторые родители жалуются, что их сын или дочь постоянно держат закрытой дверь в свою комнату, а иногда требуют чтобы взрослые стучали , входя к ним. Однако необходимо понять, что в данном случае символизирует достаточно хрупкий внутренний мир подростка, который он защищает от вторжения.
В подростковом возрасте также меняется отношение к запретам. Если младший школьник старался их соблюдать, то теперь становится значимым именно нарушение запретов. Это также является следствием формирующегося чувства взрослости. По мнению подростков, следовать запрету или совету родителей – быть маленьким, а нарушать – быть взрослым.
Педагогам и родителям нужно иметь в виду, ч то слишком жесткое настаивание на соблюдении запретов может привести к уходу детей на улицу или, в самом тяжелом случае бродяжничество и суицид.
Вот некоторые рекомендации для родителей:
Во-первых, нам нужно, принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность, симпатизировать ему.
Во-вторых, доверять ребенку, стараться встать на его точку зрения в спорных вопросах;
В-третьих, быть заинтересованным в делах и планах ребенка, стараться во всем ему помочь;
В-четвертых, поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, стараться быть с ним на равных.