Доклад: Особенности нарушений речи у умственно отсталых детей


Доклад
Особенности нарушений речи
у умственно отсталых детей
Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения речи у таких школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и на эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательных классов.
Нарушения речи у детей с ОВЗ носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Наиболее распространёнными речевыми расстройствами у учеников младших классов вспомогательной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов уделяется особое внимание.
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными.
Известно, что уровни речевого развития у детей с идиотией, имбецильностью и дебильностью существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи.
Так, среди детей с ОВЗ в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
Выделяются две группы олигофрении (Г.Е. Сухарева):
1) олигофрения с недоразвитием речи,
2) атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.
У первой группы детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития;
У второй группы, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства.
У детей с ограниченными возможностями здоровья могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у таких детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект. Из психологических факторов, обуславливающих особенности речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта, главным является нарушение познавательной деятельности и психической деятельности в целом. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхностность мышления, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, что нарушает процесс овладения речевой функцией. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, у детей с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка. Все это приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому семантический дефект у детей с интеллектуальным недоразвитием является преобладающим (Р.И. Лалаева). Из-за общего недоразвития аналитико-синтетической деятельности у детей с нарушением интеллекта с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического
развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У детей с ОВЗ отмечается несформированность как импрессивной (процесс понимания устной и письменной речи), так и экспрессивной речи (процесс порождения речевого высказывания). В большинстве случаев у учащихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.У детей с ОВЗ оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное
нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих
непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.