Доклад Дидактическая игра, как средство обучения детей со сложной структурой дефекта.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РК «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7» г. Воркуты
Доклад
Дидактическая игра, как средство обучения детей со сложной структурой дефекта.
Работу выполнили:
Горина Светлана Юрьевна
г. Воркута, 2016 г
«Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Игра – это спутник человеческой жизни. От колыбели и глубокой старости сопутствует человеку игра. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации и взаимодействия педагога и учащихся. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на учебные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
В термине дидактическая игра подчёркивается её педагогическая направленность, отражающая многообразие применения, поэтому дидактические игры в системе обучения детей со сложной структурой дефекта являются важнейшим средством активизации учебного процесса.
Познавательная деятельность детей со сложной структурой дефекта.
Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта отмечают:
- недостаточный уровень формирования произвольного внимания,
- дефицит основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.
Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия, поэтому продуктивность непроизвольного запоминания у детей данной группы значительно ниже, чем у нормально развивающихся школьников.
Отмечается низкий уровень формирования всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.
Дефекты речи у детей отчетливо проявляются на фоне недостаточного уровня формирования познавательной деятельности.
Характерными свойствами детей со сложной структурой дефекта являются: крайняя медлительность, инертность, трудности переключения с одного задания на другое, вялость, неумение использовать оказываемую помощь.
Затруднения проявляются при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно – образного и наглядно – действенного мышления.
Особенности развития детей со сложной структурой дефекта.
У детей сложной структурой дефекта существует особый вид психологического дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Данный вид психологического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушение развития отдельных психических функций тормозит психическое развитие в целом.
Дефицитарность моторной сферы обуславливает явление двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушение эмоционально – волевой сферы.
Прогноз психического развития детей данной группы связан с тяжестью поражения первичной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллекта.
Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно – развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие познавательную и личностную недостаточность.
Особенности познавательных психических процессов.
Выраженная диспропорциональность и неравномерный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики – это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка со сложной структурой дефекта.
Все познавательные психические процессы имеют ряд общих особенностей:
Нарушение активного произвольного внимания, которое отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка данной группы, так как нарушение внимания ведёт к нарушениям восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
Повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления; в низкой эмоциональной лабильности.
Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов приводит к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой, к патологическому торможению на отдельных фрагментах учебного материала к «вязкости» мышления.
Все эти проявления нарастают к концу учебного дня, учебной недели, учебной четверти, усиливаются после различных заболеваний. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения.
Повышенная психическая истощаемость может способствовать патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения.
Особенности развития внимания.
Внимание детей со сложной структурой дефекта характеризуются рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность.
Нарушения внимания могут быть связаны не только с функциональной патологией нервной системы, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом.
У детей данной группы, как правило, все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.
Работоспособность отличается неравномерностью, наблюдается «застревание» на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.
Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Случается, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия, отмечается слабость активного произвольного внимания.
При нарушении активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во времени приема и обработки информации.
Особенности умственного воспитания.
Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.
Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цель познавательной деятельности, планировать её, выполнять операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения, умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
Умственные силы (ум) – это совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций.
Свойства ума – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.
Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами.
Средства формирования мотивационной сферы: содержание учебного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.
Дидактическая игра как средство умственного развития.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей со сложной структурой дефекта является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебно – познавательное и игровое – занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания и получают представление об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет и учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом её выполнения становится естественное стремление ребёнка играть и выполнять определённые игровые действия.
Отбор познавательных задач дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Формами реализации игрового действия могут выступать разнообразные манипуляции с предметами и игрушками (подбор, складывание, раскладывание…). Желание детей достигнуть игровой цели заставляет их лучше воспринимать окружающее, наблюдать и обследовать предметы, сравнивать их, подмечать их различия, группировать по общим признакам.
Обучающие правила игры направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности детей, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проверить правильность ответа).
Характеристика дидактических игр.
Основная особенность дидактических игр определена их назначением – это обучающие игры. Они создаются для обучения и воспитания детей.
Дидактические игры относятся к рубежным играм, представляя собой переходную форму к неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.
При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно – познавательной. Его задача в ходе игры, не только достичь дидактической цели, но и сохранить увлечённость, заинтересованность детей и их самостоятельность.
Для детей со сложной структурой дефекта особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры, которое оказывает влияние на развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами игры, механизма идентификации; на развитие навыков сотрудничества, ряда личностных качеств (терпения, настойчивости…), которые делают игру школой произвольного поведения.
В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактические игры и занимательные упражнения, а также использование на уроках раздаточного материала – необходимое условие успешного обучения школьников с ОВЗ, так как благодаря этому, с одной стороны, можно вызвать внимание, интерес и активность всего класса, а с другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем для него темпе и проявить свои способности и умения. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала. 
Дидактические игра является ценным средством воспитания умственных способностей детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения детей с нарушением интеллекта, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.