Доклад на тему: «Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения»
Доклад на тему:
«Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения»
В последнее время отмечается повышенный уровень школьной тревожности – страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушении в развитии самооценки.
Последние случаи представляются очень существенными. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учёбе, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достаётся им большой ценой, чревато срывами, особенно при усложнении деятельности. тревожность в этом случае порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающееся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Работа по устранению тревожности должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
На эту проблему надо смотреть с точки зрения технологии педагогики сотрудничества, которая в большей мере реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъективных отношениях педагога и ребёнка, и коллективного обучения.
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
переход от педагогики требований к педагогике отношений;
гуманно-личностный подход к ребёнку;
единство обучения и воспитания.
Крупская Н.К. отмечала, что в психологическом плане ребёнок всегда ближе другому ребёнку, чем взрослый, их общение доступно по форме. Коллективная работа – это процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке. Под коллективными формами обучения считается любая организация учебного сотрудничества и взаимодействия детей между собой при решении учебной задачи.
Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы ( выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.
Оптимальный состав групп 5 человек. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы, подбирать наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия. Состав групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Перестановка мебели осуществляется по желанию учащихся и учителя. Дети порой намного быстрее сами находят удобное положение, и учителю лишь надо последить за осанкой.
Реализация групповой формы учебной деятельности на этапе, соответствующем организации проектной деятельности, позволяет:
формировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего;
тренировать способности к нормореализаторской деятельности;
тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности;
тренировать способности к исследованию ситуации;
формировать способности к выявлению причины затруднения в учебной деятельности;
формировать систему ценностей, направленной на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.
Этапы взаимодействия между учителем и учащимися на уроке при организации групповой формы обучения как условия реализации деятельностного подхода.
1.Этап положительного самоопределения к учебной деятельности.
На данном этапе происходит переключение сознания ребёнка из бытия в жизнедеятельности к бытию в условиях учебной деятельности. В этой части урока учащиеся знакомятся, а в последующем повторяют следующие этапы и правила совместной деятельности.
Этапы совместной работы.
Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
Выбрать старшего.
Распределить обязанности, кто что будет выполнять.
Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.
Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).
Из отдельных результатов получается один результат.
Правила совместной работы:
работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
работать по плану;
своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
качественно выполнять работу(аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала;
каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.
2. Индивидуальная деятельность на основе имеющихся способностей.
На данном этапе учащиеся выполняют индивидуальное тестовое задание, тренирующее как отдельные способности к учебной деятельности, так и мыслительные операции, необходимые при проективной деятельности, правильность выполнения задания проверяется в группах.
3. Деятельность в группах на основе имеющихся способностей.
На данном этапе учащимся предлагается выполнить задания, требующие вербализации определённых известных понятий, использования согласованной ранее терминологии или воспроизведения известных алгоритмов.
4. Организация затруднения в учебной деятельности.
На данном этапе учащиеся решают последнее задание из числа предложенных на предыдущем этапе. В задании должен обнаружиться кризис имеющихся способностей, т.е. возникнет ситуация, в которой либо невозможно использовать известные алгоритмы, либо использование известных алгоритмов приведёт к очень большим временным затратам.
5. Выявление в группах причин затруднения.
На данном этапе на доске фиксируется задание, вызвавшее затруднение во всех группах и учитель обращается к детям с просьбой определить, чем ситуация, вызвавшая затруднение, отличается от встречавшихся ранее. Учащиеся согласуют в группах и предлагают вариант. Группа готова предложить свою версию, если каждый ученик в группе готов её озвучить. Это условие требует, чтобы каждый ученик в группе проговорил свой вариант, а группа внесла в него необходимые коррективы.
6. Согласование причин затруднения между группами.
Учащиеся формулируют тему урока.
7. Проективная деятельность в группах.
На данном этапе группы формируют свои версии, которые поручают изложить своему представителю.
8.Согласование проектов между группами.
На данном этапе организуется коммуникация по обсуждению проектов. Итогом является согласованный вариант определения нового понятия, термина или алгоритма.
9.Выполнения в группах задания, вызвавшего затруднения.
10.Индивидуальная работа с последующим согласованием в группе.
Каждый ученик выполняет задание, требующее применения новой способности в типовых условиях. Выполненные задания сопоставляются в группах.
11.Индивидуальная работа в группах с взаимным консультированием.
На данном этапе решаются задачи, требующие, во-первых, повторения ранее изученных алгоритмов и понятий, во-вторых, применения нового знания совместно с ранее известными и, в-третьих, уточнения границ применения нового знания. Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему.
При работе в группе ребёнок самостоятельно воспроизводит учебную деятельность в целостном её виде, в единстве мотивационно-целевого, содержательного и контрольно-оценочного компонентов.
12.Рефлексия урока.
Каждая группа отвечает на вопросы:
Что нового узнали на уроке?
На основании чего было построено новое знание?
Для чего оно используется?
Кто активно участвовал в работе группы?
Учебное взаимодействие и общение на его основе увеличивает интенсивность учения без перегрузки учащихся. Объём, темп, способ выполнения задания индивидуализированы, высок уровень самостоятельности. Это, а также виды помощи, исключают возникновение состояния учебной тревоги, парализующей познавательные возможности детей, стабилизирует положительную мотивацию учения, переводя эти стимулы во внутренний план действий. Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предполагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования, главной из которых является охрана и укрепление физического и психического здоровья, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.