Статья по теме Реализация метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка
МБОУ Пушкинского муниципального района
«Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Реализация метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка
Учитель: Довбенко О.П.
Реализация метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка
Введение. В современном образовательном пространстве все чаще возникает вопрос гуманизации образования, которое является центральной составляющей нового педагогического мышления, что, в свою очередь, предусматривает просмотр, переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человеко-творческой функции. Гуманизация образования означает уважение к личности, доверие к ней, принятие ее личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития ее способностей, полноценной жизни на каждом из возрастных этапов. Ведущий путь гуманизации образования - формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса. Поэтому именно на гуманистических принципах базируется учебное сотрудничество, которое может быть использовано на уроках английского языка в условиях современной школы.
Цель работы – определить наиболее качественный и приемлемый путь реализации метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. Задача статьи стоит в освещении проблематичных аспектов данного вопроса и разработке возможных решений в этом направлении. Актуальность работы заключается в том, что каждый новый и действенный метод обучения иностранному языку в школе является ценным подходом для использования его в условиях конкретного учебного заведения.
Тематику обучения в сотрудничестве на уроках английского языка рассматривали такие исследователи как: Щукин А., Шилина Е., Логинова А., Ларина Т., Жолтикова Н. и др.
Изложение основного материала. В современной требовательной и быстро меняющейся социально-экономической среде уровень образования в значительной степени будет зависеть от результативности внедрения технологии обучения, основанной на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельный подход к обучению. Введенные инновации в педагогический процесс должны быть одновременно полезными, прогрессивными, положительными, современными, передовыми. Любая педагогическая технология должна отвечать основным методологическим требованиям: концептуальность, системность, возможность управления, эффективность, воспроизводимость, визуализация.
Концепцией технологии сотрудничества является отрицание насилия над личностью в процессе обучения и развития учащихся. Основная задача - оказание помощи ученику в определении своего отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру [1, c. 3].
Сегодня, в условиях модернизации российского образования, одним из направлений оптимизации учебного процесса в учебных заведениях является его направленность на демократизацию взаимоотношений преподавателя и ученика, которая отображается в новых подходах к обучению: создании благоприятной атмосферы сотрудничества, снижении монологического изложения материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников и перехода в диалоговое общение, интенсификации внедрения в учебный процесс активных методов обучения, которые дают возможности для раскрытия личности, развития инициативы, активизации познавательно-учебной деятельности ученика.
Стоит отметить, что в современной системе школьного образования реализация языковой стратегии осуществляется путем комплексного и последовательного внедрения нововведений, которые диктуют новые требования к овладению английским языком. Знание иностранного языка, в частности английского - это залог удачной карьеры и профессионального роста, а потому ознакомить учащихся с особенностями межкультурного общения должна именно школа.
Педагогика сотрудничества - направление педагогического мышления и практической деятельности, направленная на демократизацию и гуманизацию педагогического процесса [3, c. 23]. На уроках английского языка следует использовать данный метод, так как он стимулирует учащихся к творческой, продуктивной работе, вызывает стремление к активным действиям, общению и выражению собственных мыслей на английском языке в сотрудничестве с педагогом.
Особое значение приобретает личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Для такой модели характерна ориентация учебной деятельности не на усвоение готовых знаний, а на самостоятельный поиск и усвоение информации в процессе активной мыслительной деятельности. Важнейшими чертами такого подхода в процессе изучения английского языка является результативность, то есть высокий уровень выполнения задач и достижения поставленных целей каждым учеником; высокая мотивированность, что способствует повышению интереса к изучению английского языка, эргономичность, ведь обучение проходит в атмосфере сотрудничества, положительного доброжелательного микроклимата при отсутствии перегрузки и переутомления. Это именно те педагогические условия, в которых раскрывается личностный потенциал учащихся и совершенствуются их умения и навыки.
Личностный подход проявляется в реализации идеи взаимодействия учащихся в группе, взаимного обучения, когда ученики работают над выполнением общих задач, помогая друг другу, когда они несут коллективную ответственность за успехи каждого.
Концепция педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» заключается в том, что ученики, которые работают в небольших группах (3-4 человека), получают общую задачу, эффективность выполнения которого зависит от индивидуальных усилий каждого, то есть каждый ученик отвечает не только за свою работу, но и за работу своего товарища по группе [2, c. 214]. Ученики заинтересованы помогать друг другу для результативности выполнения задания в целом, ведь оценка ставится не каждому в отдельности, а всей группе.
В рамках личностно-ориентированных методов обучения иностранным языкам под руководством швейцарского национального института в 90-е годы был создан Европейский языковой портфель - средство оценки и самооценки знаний учащихся по иностранным языкам [4, c.56].
При разработке современных стандартов обучения английскому языку особое внимание обращается на понимание статуса учащегося в образовательном процессе, понимание им своей личной ответственности за результаты обучения, повышения мотивации в изучении языка, усиление когнитивных аспектов обучения, связанных в первую очередь с формированием языковой и концептуальной картины мира, расширением рамок учебного процесса за счет включения его индивидуального опыта в процесс межкультурного общения с носителями языка.
В рамках использования технологии сотрудничества в процессе обучения английскому языку также может быть применен Языковой портфель ученика, который содержит в себе три компонента: языковые паспорт, биография и досье. Языковой паспорт в краткой форме отражает коммуникативную компетенцию по английскому языку, достигнутые учеником результаты на экзаменах и наличие межкультурных контактов. В языковой биографии содержатся дескрипторы, то есть параметры, по которым уточняется и оценивается (как пользователем, так и учителем) уровень владения иностранным языком. В досье ученик собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах и подтверждающий достижения пользователя портфеля в изучении английского языка (контрольные работы, тесты, сочинения, проекты, рефераты, доклады и т.д.) [4, c. 58].
Согласно концепции метода сотрудничества меняется представление преподавателя о таком понятии как «ошибка» в тестовых и проверочных работах ученика по английскому языку. Здесь ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Ни в коем разе не причина для наказания или уничижения прошлых достижений ученика в изучении языка. Помимо прочего, метод сотрудничества диктует правило взаимопомощи, которое заключается в том, что исправить ошибку собственными усилиями ученик может с помощью теории или объяснительной практики, предоставленной другим учеником. Вследствие такого подхода к ошибкам в работе у школьника пропадает страх перед ошибками, он не боится выполнять работы, которые изначально кажутся ему сложными, может браться за выполнение заданий, которые ранее казались непосильными. Ведь ученик всегда может надеяться на помощь одноклассников в преодолении конкретного проблематичного аспекта в изучении английского языка.
Уроки английского языка с использованием метода обучения в сотрудниестве помимо прочего предусматривают также самостоятельный поиск информации учеником. Преподаватель не ограничивает учащихся в выборе источников, а только лишь корректирует или подсказывает, какой выбор источника информации с его точки зрения был бы уместнее.
В методологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка нет места принуждению, насаждению, даже заучиванию. Задача учителя – ставить перед группой детей выполнимые совместными усилиями задачи, вызывать интерес, сплотить коллектив на пути к достижению общей цели. Обучение в сотрудничестве основывается на дружеских отношениях между учениками и учителем. Изучение и, безусловно, использование английского языка, в таком случае, выносится за рамки школьных уроков и становится для детей игрой, в которую они вместе активно и с интересом увлечены стараниями современного педагога.
Вывод. В наше время существует немало методов и технологий преподавания английского языка - как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода обучения, который подходит и учителю, и ученикам, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые лучше всего отвечают уровню развития каждого школьника.
Сегодня в школьную практику активно внедряется технология сотрудничества, которая эффективно способствует усвоению материала, поскольку влияет на сознание ученика, на его чувства и волю, формируют творческую личность, способную целесообразно и эффективно применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности в любой сфере общественной жизни. Для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой, важно создать ситуацию, при которой учитель и ученик станут полноправными субъектами системы образования, а основой обучения будет равноправный диалог между теми, кто учит, и теми, кто учится.
Список использованной литературы:
Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Концепт. 2014. № 2. С. 1-5
Ларина Т. А. Цель и содержание профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 213-216
Логинова А. С. Учебное сотрудничество в рамках развивающего обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. – С. 22-24
Шилина Е. Н. Европейский языковый портфель средство оценки и самооценки знаний студентов по иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 1. С. 56-62
Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А. Н. Щукин. – М. : Филоматис, 2007. – 475 с.