Доклад Проектирование урока математики в режиме технологии дифференциации
Северо-Западное управление МОНиСОГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Борминский филиал средней общеобразовательной школы с. Елховка Елховского района
Доклад
на тему «Проектирование урока математики в режиме технологии дифференциации»
Выполнил
Учитель математики
Борминского филиала
ГБОУ СОШ с. Елховка
Волкова Любовь
Андреевна
20 марта 2015г.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы существенно изменились. Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики. Конкуренция национальных систем требует постоянного обновления технологий; ускоренного усвоения инноваций; быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, возможность получения качественного образования.
Какова же суть изменений в образовании?
Если раньше перед учителем стояла задача – дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга -, то на современном этапе от нас требуется развитие личности, способной к самореализации, готовой к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучения; умеющей осуществлять контроль своей деятельностью, определять способы своей деятельности, корректировать свои действия; владеющей основами самоконтроля, самооценки; умеющей организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками и т.д., другими словами мы должны научить ученика учиться.
«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит ее находить» - это слова немецкого математика девятнадцатого веке Адольфа Дистервега.
Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Идеалом современного обучения является личность, отличительная черта которой – не энциклопедические знания, а гибкий ум, быстрая реакция на все новое, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать.
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Что же получается на деле? Противоречие между потребностью общества в людях с развитыми индивидуальными способностями и однообразием обучения в школе.
Как известно, в произвольно сформированных классных коллективах ученики отличаются между собой интересами к изучению отдельных дисциплин, уровнем учебных возможностей. Практические результаты обучения и воспитания свидетельствуют о том, что низкая успешность многих учеником является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний и темпом, который учитель предлагает на уроке. В результате этого класс оказывается неоднородным по способности к усвоению знаний. К сожалению, до настоящего времени в учебном процессе доминирует ориентация на абстрактного «среднего» . «Затухание» способностей одаренных детей – серьезная педагогическая проблема в школе. В этом случае внешняя дифференциация обучения могла бы помочь ответить на многие вопросы, связанные с развитием нестандартной личности. В противном случае развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд.
От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают и учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.
Таким образом, в существующей практике обучения в общеобразовательной школе возникают противоречия, связанные с неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным возможностям:
между необходимостью в целях эффективного психического развития учащихся строить обучение, определять меру трудности для каждого учащегося в его «зоне ближайшего развития» и невозможностью этого при существующей в школах практике комплектования гетерогенных по своему составу учащихся классов;
между необходимостью создать благоприятные психологические условия для формирования положительной «Я» - концепции каждого ученика и отсутствием таковых в гетерогенных классах.
Существенным является последовательное развитие способов индивидуализации обучения в условиях обычного класса, то есть внутренняя дифференциация.
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода ,обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей - это личностно - ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно - ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:
● для первой группы (базовый)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
● для второй группы (общий уровень):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
● для третьей группы (продвинутый):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение ?Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Я, в своём классе, разделила детей (условно) на три группы по работоспособности : первая – высокая, вторая – средняя, третья – низкая. Присвоила каждой группе цвет (можно символ). Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание. Я работаю в пятом классе по новым государственным стандартам по учебнику Зубаревой –. Данный курс является частью единого непрерывного курса математики, который разработан в соответствии с личностно ориентированным, деятельностно-ориентированным и культурно ориентированным принципами. Строятся занятия на основе проблемно-диалогической технологии. Основная особенность таких уроков, это когда дети «открывают» сами математические понятия; учитель лишь направляет деятельность обучающихся; дети и учитель подводят итог совместно. Вся работа продумана так, что можно применить дифференцированный подход на любом этапе урока.
Объём заданий на урок продуман :тщательная проработка со всеми детьми 2-4-х задания (связанных с изучением новой темы);
остальной материал учитель вырабатывает по своему усмотрению;
для тех, кто послабее, обязательным являются 3-4-х ключевых задания по новой теме и задачи на повторение;
более сильным детям предлагаются все задания, которые включены на уроке и дополнительные (по времени).
Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических понятий, поэтому они и не утомляют детей, тем более, как правило, они проводятся в игровой форме. Что важно, выполнение всех заданий из учебника, не являются обязательным для каждого ребёнка. Объём заданий в учебнике позволяет учитывать разноуровневую подготовку обучающихся. Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для детей.
Очень важна уровневая дифференциация при решении задач.
Многим учителям, и мне в том числе, знакомы трудности, которые связаны с организацией на уроке фронтальной или самостоятельной работы над текстовой задачей - одни обучающиеся способны видеть разные способы решения; другим необходима значительная помощь; большая часть обучающихся только приступает к осмыслению содержания задачи; другая часть, пусть меньшая, уже знает, как её решить.Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям учащихся? Первое, я выбрала формирование мобильных групп, деление на группы осуществляю на основе достижения уровня подготовки обучающихся. Второе, применяю различные наборы карточек, которые готовятся заранее в трёх вариантах
Особенность их такова, предлагается три варианта заданий различной степени сложности:
№ 1 – трудный.
№ 1-А – менее сложный.
№ 1-Б – лёгкий.
Карточки содержат рисунки, чертежи, указания, советы. Подобраны они по темам. Сначала работа ведётся с учителем, где отрабатывается навык работы с такими карточками, позже самостоятельно. Отмечу, что из этических соображений в предлагаемой ученику карточке уровень не указывается, а различие вариантов можно обозначить кружками разного цвета, или другим символом, в верхнем углу карточки
Организация такой работы на уроке важна. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает трудности, связанные с оформлением, дети чувствуют себя уверенней, а учитель во время этой работы имеет возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся.
Вывод: работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек-заданий, таблиц, схем позволяет организовать разноуровневую работу на уроке, и органично вписаться в ход урока, удобна в организации. Повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач, составление тестов). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости - творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы
Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)
. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом
Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Способ контроля успешности использования дифференцированной технологии обученияПрименение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.
«Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества. Нестандартизируемая, вариативная часть содержания выходит за рамки стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом, является рефлексией на заказ самой личности». Поэтому, контроль успешности технологии должен представлять собой оценку эффективности овладения стандартным содержанием детьми, испытывающими трудности в обучении, и наличие возможности для построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.
Контроль и оценка направлены не только, и это очень важно, на выявление определенного результата в знаниях и умениях, но, прежде всего, на процесс формирования этого знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции.
Особенностью контроля и оценки деятельности учащегося в процессе использования технологии дифференцированного обучения является то, что её результаты рассматриваются только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевают сравнения с другими детьми.
Для того, чтобы оценить успешность использования дифференцированного задания, учителю необходимо определить:
Способствовало ли использование технологии повышению успешности обучения или носило формальный характер;
Соответствует ли задание выбранному уровню учащегося (не возникла ли ситуация завышения или занижения требований к учащемуся, удалось ли заинтересовать ученика);
Удалось ли решить одну из важнейших задач технологии – создать ситуацию успеха для ученика;
Соответствует ли задание основной цели урока.
Например: для отслеживания результатов выполнения заданий разного уровня сложности можно использовать следующую таблицу, тест.
Положительные стороны дифференцированного обучения
·сильным учащимся можно уделить время;
·слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
·повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
·повышается уровень мотивации у сильных учеников
Исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения " детей;
Отсутствие у класса отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
Повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
В группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
Выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
·слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается уровень мотивации в слабых группах;
деление детей по уровню развития не гуманно;
высвечивание социально-экономического неравенства;
перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд "слабых" переводятся "неординарные дети".
Я работаю в небольшой сельской школе, поэтому у нас в классах обучаются и ученики с коррекционной системой обучения. Поэтому почти на каждом уроке я использую технологию дифференцированного обучения. Поэтому для реализации дифференциации обучения можно использовать структуру традиционной технологии. Далее я предоставляю технологическую карту традиционного урока математики, на котором я использую данную технологию.
Технологическая карта урока
Учитель: Волкова Любовь Андреевна
Предмет: математика Класс: 5 Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Проценты. Решение задач на проценты. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
умение решать основные типы задач на проценты 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
Регулятивные самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
Познавательные закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты». 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 3 Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах над поставленными задачами. 20 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 2 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 4 Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. 3 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Самоанализ
Этапы урока Уровень достижения планируемого результата Возможные риски Коррекционная работа
Стадия Вызова
Регулятивные действия
- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно
- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные действия
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Выделение наиболее важной информации
- Построение логической цепочки вопросов
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
-Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах.
-Воспроизведение основных видов задач на проценты
-Определение основных направлений в изучении темы Ученики не могут назвать основные виды задач на проценты
Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются проценты.
Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты
2. Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек.
3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить…
Стадия Содержания
Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные действия
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор способа действия
- Умение осознанно применять полученные знания на практике
Коммуникативные действия
- Умение слушать и вступать в диалог
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
- Построение нового знания о процентах
- Применение понятия процент при решении жизненных задач
- Анализ информации по теме «Проценты»
Ученики затрудняются в определении вида задач на проценты, соответственно возникают трудности при решении
Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении
Ученик отказывается работать в паре.
Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.
1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать
3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь.
4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.
Стадия Рефлексии
Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- Выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
- Умение аргументировать свою точку зрения
Личностные действия
- Оценка действий человека
-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
- Предметные действия
- Применение знаний о процентах при решении практических заданий
- Способность использовать полученные знания на практике
Ученики не могут оценить свою работу.
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс
2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме
3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.
В результате этого урока какой новый продукт я получу на выход? Какой опыт деятельности приобрел ребенок?
Учащиеся первого уровня должны по заданному учителем алгоритму находить процент от числа и число по его процентам. Учащиеся второго и третьего уровней самостоятельно действовать по заданному алгоритму, самостоятельно применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач. Кроме того, все предложенные задачи приближенны к реальной жизни, то есть учащиеся получают опыт социальной жизни. Как я это продиагностирую? Был ли урок эффективным? Для этого я даю разноуровневое домашнее задание, которое проверю на следующем уроке.
Домашнее задание:
Решите следующую задачу:
В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода Процент от заработанной суммы
Оплата расходов на содержание квартиры 8
Плата за детский сад за 1 ребенка 6
Покупка продуктов 23
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.) 23
В копилку 40
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей.На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;
На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.
На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.
Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век.
Как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».
Список используемой литературы:
Абасов З. Дифференцированное обучение. // Директор школы. 1999, N8.
Герман Г.М. Степень свободы выбора. // Директор школы. 1995, N 5.
Дьяченко О.М. Обучение по способностям. // Народное образование. 1994, N 2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1998, N 2.
Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения. // Педагогика, 1995, N 6, с. 3 - 11.
Малышева Г.И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.
Ресурсы интернета.