Методика обучения каллиграфическому письму младших школьников с ОВЗ
Обучение каллиграфическому письму младших школьников.
Цель:
предупредить графические ошибки в написании букв;
способствовать каллиграфическому письму;
развивать мелкую моторику рук.
Каллиграфия это искусство красивого письма, которое необходимо развивать и поддерживать в течении всего обучения в начальной школе.
Письмо сложный вид деятельности, т.к. осуществляется пятью компонентами: слуховой, артикуляционный, зрительный, двигательный и ру ко двигательный.
Многие шестилетние детишки, пришедшие в школу, пишут «дрожащими линиями», несмело ведя ручку. Это происходит от того, что у ребят слабо развита мелкая моторика пальцев рук. для этого учитель Мартёхина Т. А. разработала следующие упражнения - приёмы, которые легли в основу красивого, удобочитаемого, устойчивого почерка.
Работа с пластилином.
Начинается с первых дней поступления в школу, проводится систематически. Это действие обязательно контролируется учителем. Кусочки пластилина раскатываются, в большей степени пальчиками, а не ладошкой. Можно выполнять следующие виды поделок, содержащие мелкие детали: овощи, фрукты, игрушки и др.
Работа с ножницами.
Учитель проводит как на уроках математики, так и уроках трудового обучения. Это упражнение также способствует развитию графического навыка.
Приём «Штриховка» - особенно нравится первоклассникам. Они охотно «штрихуют». В любое свободное время (на перемене, после уроков, дома) можно увидеть 2-3 учеников, которые заняты этим делом. А за ними подтягиваются остальные.
Учителю не приходится заставлять, навязывать это занятие, чего ни в коем случае нельзя делать. Ребёнок должен сам захотеть, а учитель создать возможные условия. Так, в ненавязчивой форме, учащиеся обретают важнейшей предпосылкой для каллиграфического почерка, для «штриховки» можно использовать всем известные тетради-раскраски, детям интереснее штриховать сюжетные картинки, нежели геометрические фигуры.
Штриховать следует в 3-х направлениях:
1. Горизонтально
При начертании линий следует обговорить с ребятами, что они выполняются без отрыва, одним нажатием карандаша или ручки.
Приём «Штриховка» применяется ежедневно в 1 классе и продолжается во 2 классе по мере необходимости отдельных учеников.
Мартёхиной Т.А. разработаны по письму
для 1 класса (см. приложение), включающие в себя:
-Узоры, в которые входят элементы новой буквы;
-Письмо букв, соединений;
-диктовки, самодиктовки;
-Звуковой материал.
Результативность: каллиграфический почерк, приобретённый первоклассниками в процессе осуществления доступной, интересной и приносящей удовлетворение деятельности.
2.Вертикально
3. С наклоном в правую сторону
Рисунок 115