Среди лидеров по росту среди целевых сегментов – вновь стал частный покупатель окон. Именно благодаря нему, рынок значительно увеличился. Ситуация в сегменте строительство не так хороша. Из-за того, что в результате кризиса сильно пострадал сектор кредитования, строительная отрасль уже 2-ой год подряд снижает объемы строительства. В Москве в 2010 году ситуация в строительстве была одна из наихудших по России, локомотивом роста была Московская область.
Сегмент капитальных ремонтов вырос в 2010 году, но уже не так сильно из-за сокращения бюджетов на проведение капитальных ремонтов, а в Москве к этому еще добавилась смена власти.
Рынок пластиковых окон по оценкам специалистов — это самый интересный и интенсивно развивающийся сегмент рынка, которому предрекают ежегодный 5-10%-ный рост на многие годы вперед. Однако, следует учитывать такой фактор, как уровень насыщения. Пластиковые окна – это товар длительного пользования, срок службы которого исчисляется десятками лет. Существующие сейчас оценки уровня насыщения 50-55%, и он будет достигнут довольно скоро – в течение двух-трех лет. Кризис лишь немного отсрочил этот неизбежный момент, который при сохранении докризисной динамики мог бы наступить уже к 2012 году[1].
С неуклонным приближением к барьеру насыщения рынка потребительский сегмент ожидает своего рода фазовый переход. До сих пор в России основным драйвером рынка являлась замена старых деревянных окон на новые энергоэффективные оконные конструкции. Однако на развитых западных рынках ситуация другая – там уже два десятилетия большую часть продаж составляет замена старых пластиковых окон на более современные. Российский рынок постепенно придет к тому же: сильнейшему падению доли «первых замен» и росту «вторых замен».
В свою очередь, это приведет к расслоению рынка на два четких сегмента – бюджетные решения для тех, кто раньше не мог себе позволить пластиковые окна, и дорогие – для тех, кто решил поменять ранее установленное дешевое пластиковое окно на более дорогую и современную систему. Этот потребитель уже знаком с ПВХ-окнами и всеми их особенностями, знает, на что обращать внимание, и будет более разборчив и требователен. Кроме того, вторая замена не столь критична, как первая, так как даже «старые» ПВХ-окна, в общем-то, свою функцию выполняют, и менять их будут неспешно, не в приоритетной важности, как это происходит при первой замене деревянных окон. Учитывая, что средний возраст ПВХ-окон в нашей стране около 5 лет, а средний срок службы окна (отражающий скорее его моральное устаревание, чем физический износ) – около 15 лет, новый подъем потребительского сектора за счет волны «вторых замен» можно будет ожидать не ранее чем через пять-семь лет.
Таблица 2.1
Результаты финансовой деятельности ООО «Стек» за 2010-2011 годы
Показатель | период | Отклонение | |
2010 г. | 2011 г. | ||
Выручка (тыс. руб.) | 18684 | 16931 | -1753 |
Себестоимость (тыс. руб.) | 11465 | 9850 | -1615 |
Коммерческие и управленческие расходы (тыс. руб.) | 4312 | 5997 | +1685 |
Прибыль от продаж (тыс. руб.) | 2907 | 1084 | -1823 |
Прочие доходы (тыс. руб.) | 1093 | 749 | -344 |
Прочие расходы (тыс. руб.) | 1204 | 1566 | +362 |
Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) | 2796 | 267 | — 2529 |
Чистая прибыль (тыс. руб.) | 1834 | -146 | -1980 |
Средняя зарплата (тыс. руб.) | 14656 | 18261 | + 3605 |
Дебиторская задолженность (тыс. руб.) | 2165 | 1441 | — 724 |
Кредиторская задолженность (тыс. руб.) | 1630 | 2043 | + 413 |
Чистые активы | 15483 | 14350 | — 1133 |
На фоне позитивной макроэкономической динамики в сочетании с сохраняющейся высокой потребностью в новых энергосберегающих окнах у 66% людей (только у 4% установлены окна фирмой Стек) – все это отразилось на высоком росте рынка пластиковых окон в 2011 году[2].
[1] «Холодный душ» для оптимистов. Пресс-служба компании PROPLEX [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.proplex.ru/upload/iblock/4ed/globalmsk.ru.htm?sphrase_id=48048, свободный. — (Дата обращения — 05.06.2012)
[2] Российский рынок оконных профилей ПВХ // 15 февраля 2012 — № 2/10