Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 10-11

Несколько позже возобладал другой подход к трактовке понятия «адаптация», явившийся своеобразной реакцией на недоучет социальных последствий экономических реформ. Резкий спад производства в целом по стране, а главное, изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, сделали проблему выживания предприятия в новых условиях основной. В этой связи адаптация стала пониматься именно как удержание производства на плаву, сохранение основных фондов и ключевых технологий, ядра трудового коллектива. Однако при таком подходе теряется видение перспектив развития предприятий. В рамках третьего подхода адаптация понимается как степень освоения новых способов производственно-финансовой деятельности предприятия в принципиально иной внешней среде. Такие способы могут быть как легальными, так и полулегальными, как формальными, так и неформальными, например, создание картелей, наращивание бартерной торговли, уход от налогообложения, связи с криминальными структурами и т. д. Ограниченность каждого из рассмотренных подходов позволяет очертить лишь одну из сторон адаптации предприятий — экономическую, социальную или ориентированную на внешнюю среду.

Как отмечает С.Н. Глаголев, факторами, в наибольшей степени обусловливающими необходимость адаптации предприятия к требованиям рынка, являются конкуренция и неопределенность среды[1].

Конкуренция относится к основным факторам, определяющим изменения в рыночной среде. Предприятие сталкивается с двумя аспектами данного фактора:

  1. С необходимостью реагирования на действия существующих конкурентов,
  2. С риском появления новых конкурентов, что может быть как случайным, так и прогнозируемым изменением мезосреды.

Здесь доминирующее влияние оказывает такой элемент неопределенности, как противодействие. Понятие «конкуренция» является более широким, чем традиционно отождествляемая с ним борьба производителей товара за ограниченный спрос потребителей в рамках рыночного сегмента или рынка в целом. В мезосреде можно выделить несколько «очагов» конкуренции:

  • поставщики сырья, материалов и оборудования, необходимых для производства продукции;
  • поставщики трудовых ресурсов;
  • поставщики финансовых ресурсов — инвесторы и кредиторы;
  • инновационные фирмы — разработчики технологий;
  • поставщики информации;
  • покупатели продукции.

Таким образом, покупатели продукции являются лишь одним из элементов мезосреды, в которых сталкиваются интересы конкретного предприятия и других субъектов рынка. Наряду с конкуренцией на рынке продукции предприятие выступает участником конкурентных отношений на рынках всех видов ресурсов — материальных, трудовых, финансовых, информационных, новых технологий. При этом конкурентами являются предприятия как отрасли, к которой принадлежит предприятие, так и предприятия других отраслей, использующие те же ресурсы. А поскольку процесс перехода предприятий из менее рентабельных отраслей в более рентабельные становится все более интенсивным, предприятие испытывает постоянный риск увеличения числа конкурентов.

Таким образом, конкуренция затрагивает как потоки ресурсов, так и потоки продукции и, следовательно, вызывает постоянную угрозу нарушения деятельности предприятия (преобразования потоков ресурсов в потоки продукции) в результате нарушения любого из потоков, связывающих предприятие с внешней средой. Примерами разрыва потока могут быть появление более выгодных для контрагента условий контракта, непредвиденные изменения окружающей среды, в том числе неэкономического характера (стихийные бедствия, аварии, катастрофы) и др. Соответственно, уровень гибкости предприятия будет тем выше, чем меньше для него угроза нарушения потоков, связывающих предприятие с внешней средой.

[1] Глаголев С.Н. Методологические основы формирования механизма адаптации промышленных предприятий в условиях меняющейся рыночной среды: Монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. 163