Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 12-13

Жесткая конкуренция в экономически развитых странах определяет критерии выживания для предприятий, среди которых — необходимость применения передовых технологий, наиболее точной оценки рыночной ситуации, поиска новых направлений деятельности, т.е. гибкости к требованиям рынка. Конкуренция является одной из причин того, что непрерывный процесс структурной перестройки экономики в развитых странах в отличие от стран с переходной экономикой сочетается с экономической стабильностью и устойчивым развитием.

Второй, с точки зрения С.Н. Глаголева, наиболее важной характеристикой внешней среды, обусловливающей необходимость повышения адаптации предприятия, является неопределенность. Неопределенность конкурентной среды является обязательным условием существования конкурентных преимуществ, однако чрезвычайно высокий ее уровень, касающийся в первую очередь неуправляемых макроэкономических факторов (в России), повышает уровень риска для каждой из функциональных сфер деятельности предприятия.

Влияние неопределенности внешней среды на систему хозяйствования выражается такой экономической категорией, как риск, т.е. существование для экономического субъекта возможности и вероятности отклонения ситуации от целевой установки, на достижение которой направлена реализация принятых управленческих решений. Это отклонение может быть как положительным (например, превышение прибыли над запланированным уровнем), так и отрицательным (недополучение прибыли).

Существование неопределенности изменений среды для предприятия и его менеджеров может быть связано с незнанием (полным отсутствием или недостаточным знанием информации), случайностью и противодействием.

Противодействие представляет собой действия других субъектов рынка или природных условий, направленные на снижение вероятности наступления благоприятного для рассматриваемого экономического субъекта результата его действий и увеличение вероятности неблагоприятного исхода. Противодействие обычно является неуправляемым фактором, однако знание о нем позволяет менеджерам выработать стратегию предприятия, учитывающую возможность противодействия в тех или иных ситуациях, и, следовательно, уменьшить его степень[1].

Обобщение теоретических подходов и практического опыта позволило выделить три основных типа адаптивного экономического поведения фирмы, исходя из ее способностей или возможностей приспособления к условиям внешней среды[2]:

  1. пассивная фирма, сохраняющая консервативные, в определенных случаях неэффективные, хозяйственные связи, не занятая поиском поставщиков более дешевой и качественной продукции, не осуществляющая изменений в организационной структуре, в том числе управленческой. Такая фирма слабо реагирует на рыночные сигналы либо реагирует неадекватно и решает возникающие проблемы традиционным образом, ее деятельность мотивирована значительными производственными ограничениями;
  2. активная фирма, быстро и адекватно реагирующая на рыночные регуляторы, ставка делается на собственные силы (не столько на собственные ресурсы, сколько на умение самостоятельно спрогнозировать ситуацию и самостоятельно принимать профилактические мероприятия). Такая фирма активна в различных проявлениях: происходит перестройка организационной структуры, наделение самостоятельностью структурных звеньев;
  3. активно-пассивные фирма сочетает черты предыдущих двух типов в стремлении реорганизовать свою деятельность путем снижения издержек производства, ускорения оборачиваемости капитала и преодоления низкого внутреннего потенциала. Такая фирма в процессе адаптации сталкивается с серьезными препятствиями в виде недостатка финансовых ресурсов, специалистов и времени, поскольку динамика изменений внешней среды опережает трансформационные процессы внутри фирмы.

[1] Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. С. 67.

[2] Филатова, Ю.В. Институциональные факторы экономического поведения фирм // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 1, № 4.