Недобросовестные частные лица, используя пробелы законодательства, отсутствие развитой инфраструктуры рынка в России, путем хищений, мошенничества стремятся тем или иным обманным способом присвоить значительные денежные суммы или материальные ценности. Например, они берут кредит на большие суммы в нескольких банках и пытаются скрыться. При устройстве на работу они вводят работодателя в заблуждение относительно своего профессионального опыта, личных и деловых качеств, прошлой деятельности, связей с конкурентами, с преступной средой и т.д. Отсутствие на практике всесторонней проверки лиц, из которых формируются штаты фирменной полиции, частных детективных агентств, создает благоприятные условия для проникновения в них лиц, совершивших хозяйственные преступления, профессиональных преступников, людей авантюристического склада, либо страдающих отклонениями в психике.
Недобросовестные сотрудники при нанесении ущерба предпринимательской деятельности своей фирме могут преследовать самые разнообразные цели личного порядка, в частности, получение вознаграждения от конкурентов, месть и т.д. Формы нанесения ущерба — кража имущества, разглашение коммерческой тайны, выведение из строя технических средств (например, вычислительной техники, средств связи), невыполнение своих функциональных обязанностей. По имеющимся оценкам, из общего числа фактов утечки информации предпринимательских структур подкуп, шантаж, переманивание служащих достигает 43%, копирование программного продукта — 24%, проникновение в компьютер — 18%, кражи документации — 10%, подслушивание телефонных переговоров — 5%[1].
Ключевое значение для конкурентной борьбы экономических субъектов за рынки сбыта имеют издержки производства и цена продукции (так называемая «ценовая конкуренция») либо качество продукции, услуг, ее новизна («неценовая конкуренция»). Общие экономические законы распространяются в равной степени и на теневую экономику. Вместе с тем при исследовании явления криминальной конкуренции необходимо учитывать следующее. Предпринимательская фирма, использующая для воздействия на конкурентов силовые методы, несет определенные издержки, связанные с производством товаров, достигает некоторого более или менее высокого качества продукта. Однако в случае криминальной конкуренции указанные показатели влияния на исход столкновения интересов с цивилизованным экономическим субъектом, как правило, не оказывают. Разумеется, это ни в коей мере не умаляет значения качества продукта для формирования спроса на него, а его себестоимости на получаемую прибыль.
Применительно к ситуации криминальной конкуренции преступная группировка либо предпринимательская фирма, использующая ежовые методы воздействия на конкурента, тратит средства на приобретение оружия, иных средств устрашения, на вознаграждение членам группировки и т.д. Как следствие, структура расходов экономического субъекта деформируется. В дополнение к затратам на производство продукции, возникают дополнительные расходы, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, но обеспечивающие по существу криминальную конкуренцию. Указанные дополнительные расходы закладываются в цену, которую оплачивает потребитель. За счет силового воздействия соперничающий экономический субъект вытесняется с рынка а субъект криминальной конкуренции реализует потребителю зачастую продукцию даже более низкого качества, по завышенной цене. С другой стороны, цивилизованные экономические субъекты, принимающие различного рода защитные меры, принуждаются, таким образом, к изменению структуры собственных расходов.
[1] Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. Вып. 29. М.: ИЭПП, 2011. С. 298.