Наиболее приемлемой для принятия стратегических решений в организациях, на взгляд многих аналитиков и практиков, является третья концепция. Рассмотрим подробнее некоторые преимущества данной концепции.
Основной целью стратегического управления персоналом является создание стратегических возможностей за счет обеспечения организации квалифицированными, лояльными и хорошо мотивированными работниками, которые нужны для достижения долгосрочного конкурентного преимущества. Основная цель предусматривает решение следующих задач:
- применение планирования;
- логичный и последовательный подход к проектированию систем управления персоналом и управлению ими, основанный на политике занятости и стратегии использования людских ресурсов, который, кроме того, часто подкрепляется философией управления персоналом;
- установление соответствия между деятельностью и политикой управления персоналом и определенной ясно выраженной стратегией бизнеса;
- рассмотрение работников данной организации в качестве стратегического ресурса для достижения преимущества в конкуренции.
В последние годы изменился подход к разработке стратегии организации, включая и стратегию управления человеческими ресурсами. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной политике. Стратегия должна быть делом не только руководства организации, но и всех ее рядовых сотрудников, чтобы быть реальной и эффективной. Таким образом, стратегический подход предполагает и развитие партисипативного управления на всех уровнях организации, которое, в свою очередь, способствует развитию сотрудников и приводит к развитию организации, в том числе — вследствие эволюционного процесса самоорганизации и самообучения, поскольку сотрудники имеют возможность и желание самостоятельно совершенствовать процессы труда и управления.
Более того, стратегическое управление человеческими ресурсами, будучи призванным учитывать внешние факторы развития организации, предполагает, что в выработку основных направлений ее развития, в реализацию сформулированных целей и оценку перспективы развития вовлекаются основные заинтересованные группы, т.е. учитываются одновременно интересы как клиентов (внешних потребителей), так и сотрудников (внутренних потребителей) организации, а также окружающей среды (сограждан). При таком подходе ставится цель добиться выгоды одновременно для сотрудников организации, ее собственников, клиентов, всех заинтересованных групп и окружающей среды.
Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами дает существенные преимущества организациям. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ресурсов организации, и главным образом, человеческих ресурсов и времени. Стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка. Применение стратегического управления человеческими ресурсами позволяет задействовать так называемый синергетический эффект. Отечественные авторы отмечают, что для получения в данном случае синергетического эффекта необходимо соблюдение следующих условий[1]:
- хорошее развитие системы адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда;
- наличие гибкой системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
- использование систем оплаты труда, построенных на принципах всестороннего учета персонального вклада и уровня профессиональной компетентности каждого работника (в связи с чем особое внимание должно уделяться оценке и вознаграждению работника);
- высокий уровень участия работников и рабочих групп в обсуждении проблем и принятии управленческих решений;
- делегирование полномочий подчиненным;
- функционирование разветвленной системы коммуникаций.
[1] Иноземцев В. Л. За десять лет: к концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. с. 22-23.