Информационная структура аптеки в филиале компании — отрывок из реферата Описание преимуществ и недостатков существующей ИТ-системы компании

Рассмотрим возможность автоматизации основных и вспомогательных бизнес-процессов в филиалах компании. В каждом регионе имеется региональное отделение, которое возглавляет региональный управляющий. В регионе под его руководством работает несколько десятков аптек, которые размещаются в арендованных помещениях.

Можно выделить типовые блоки организационной структуры аптеки как основного звена продаж (рисунок 4)

Безымянный

 

Рис. 4. Организационная структура аптеки

Для определения информационных потоков составим представление о фазах управления производством в аптеке (рис. 5).

Безымянный

Рис. 5. Фазы управления производством

Схема информационных потоков аптеки представлена на рис. 6.

Новый рисунок (2)

Степень зрелости для комплексной автоматизации можно признать как начальную – нет данных о наличии и структуре существующего программного обеспечения, что позволяет сделать предположение о начальном характере становления информационной системы – иначе предложения по автоматизации не были бы нужны.

На аппаратной схеме нет возможности обмена данными с поставщиками и финансовыми организациями онлайн.

Аптека — это с точки зрения процесса автоматизации в первую очередь предприятие, где осуществляются продажи. Основные бизнес-процессы здесь те же, что и в обычном магазине. Стандартный перечень задач, подлежащих автоматизации в аптеке, предусматривает следующие:

  • бухгалтерский учет;
  • заказ товара у поставщиков (широкий ассортимент и наличие большого числа поставщиков диктуют необходимость реализации электронного заказа с применением специальных возможностей для сравнения цен разных поставщиков);
  • анализ товародвижения и формирование аналитических отчетов по разным группам товаров;
  • регистрация и учет продаж.

Кроме того, сегодня в рознице для активизации продаж применяют целый спектр инструментов для повышения лояльности потребителей. Один из них — дисконтные программы разного типа. Они включают в себя проведение ограниченных по времени действия рекламных акций. Востребовано ведение автоматизированной работы с врачами и возможность бронирования товара по телефону.

Помимо задач, сходных с задачами любой розничной точки (или сети магазинов), в аптечном деле существует немало специфических бизнес-процессов, требующих особого подхода и других, в сравнении с обычной торговлей, алгоритмов решения. В частности, эксперты-разработчики и пользователи выделяют следующее:

  • расценка товара в соответствии с правилами регулируемого ценообразования на отдельные группы товаров;
  • посерийный учет ЛС и отслеживание забракованных серий;
  • наличие контроля отпуска по льготным и бесплатным рецептам;
  • потребность в персонифицированном учете данного вида отпуска ЛС больным, имеющим право на льготы;
  • отслеживание фальсификатов;
  • контроль наличия обязательного ассортимента;
  • специальный учет ряда групп ЛС (сильнодействующие ЛС, группы А и Б и пр.);
  • организация справочной службы с возможностью предоставления информации о наличии товара в любом подразделении аптечной сети в реальном режиме времени;
  • взаимодействие автоматизированной системы управления аптекой с внешними справочными системами (ЕСФИ и т.п.);
  • возможность работы с банковскими картами;
  • возможность использования контроля торговли по подарочным сертификатам, промоакциям, торговли «по образцам».

Для обеспечения всех этих запросов необходимы информационные системы, обладающие соответствующими возможностями.

Следует отметить и следующие необходимые функциональные требования к информационной системе аптеки.

Таблица 3

Функциональные требования.

Воздействие Реакция
Идентификация пользователей Система должна разграничивать права пользователей системой
Внесение информации Система должна позволять вносить необходимую информацию
Администрирование системы Для работы в системе должен быть создан механизм администрирования баз данных
Создание отчетов Система должна позволять создавать все основные отчеты в соответствии с техническим заданием