Комплект программного обеспечения (ПО) для аптеки должен обеспечивать электронное взаимодействие с поставщиками (от заказа до оприходования накладных), ведение партионного учета, контроль сроков годности и забракованных серий медицинских препаратов, возможность возврата товара поставщику и возврата товара от потребителя, переоценку товара, межаптечную переброску товара для сетей и аптек с удаленными киосками, розничную реализацию (кассовый модуль), инвентаризацию, выгрузку данных в систему бухгалтерского учета и предоставление оперативной отчетности.
Ключевыми критериями при выборе ИС являются следующие:
- стоимость базового комплекта и услуг технической поддержки;
- возможность своевременных доработок системы под новые требования рынка и пожелания заказчика (пользователя);
- требования к оборудованию (сервер, рабочее место директора, рабочее место кассира) — невысокие аппаратные требования к рабочим местам позволяют избежать дополнительных затрат на закупку нового оборудования и использовать уже имеющиеся в наличии компьютеры;
- поддержка системой большого спектра периферийного оборудования, (фискальные регистраторы, сканеры штрих-кода, дисплеи покупателя, термопринтеры печати штрих-кода и т.д.);
- наличие и доступная цена дополнительных модулей для увеличения функционала базового комплекта (особенно важно для динамично развивающихся аптечных учреждений);
- СУБД, используемая в аптеке (важны стоимость СУБД и дополнительных лицензий на рабочее место, квалификация ИТ-персонала для администрирования);
- взаимодействие с наиболее распространенными программами бухгалтерского учета.
Таблица 4
Программы для автоматизации аптек: сравнительный анализ
Название решения для автоматизации аптеки | Фирма-производитель | кассовый учёт | базов ы й учёт | отчётность | автозаказ | обмен данны ми | специфика | цены | запасы | Стоимость проекта (средняя) | где искать |
Типовой проект «Аптека» | Клиент-софт | + | + | + | + | + | + | + | 80 000 руб. | http://www.clientsoft.ru/solutions/category.php?s=81 | |
1С-Рарус:Управление аптекой. + Лицензия на 1 рабочее место | 1С-Рарус | + | + | + | + | + | 80 000 руб. | http://rarus.ru/1c-med/1c-rarus-apteka/ | |||
SV: Аптека | BCG | + | + | + | + | + | 30 000 руб. | http://www.bc-group.ru/price/default.aspx#06 | |||
АИС Аптекарь | Ателье Информационных Систем | + | + | + | + | + | + | 24 700 руб. | http://a—is.ru/ | ||
Аптека 2007 Стандарт | Регард-софт | + | + | + | + | + | + | + | 30 000 руб. | http://www.regard-soft.ru/catalog/group_594/group_606/item_164/ | |
еФарма2 | Спарго Технологии | + | + | + | + | + | 69 000 руб. | http://www.spargo.ru/programmnyie—produktyi.html | |||
МАГИСТР | Фармком | + | + | + | + | + | 40 000 руб. | http://www.farmcom.ru/apteka/index.php | |||
М-АПТЕКА плюс | ЭСКЕЙП | + | + | + | + | + | + | + | 35 000 руб. | http://www.m-apteka.ru/ | |
Фарм-Офис | Фарм-Офис | + | + | + | + | + | + | + | 30 000 руб. | http://www.farm—office.ru/index.asp | |
Юнико-Аптека | Юнико | + | + | + | + | + | + | + | 30 000 руб. | http://www.uniko.ru/software/apteka.php |
На сегодняшний день можно наблюдать на рынке три класса предложений.
- От фирм — независимых разработчиков, специализирующихся на автоматизации аптек — так называемых системных интеграторов.
- От дистрибьюторов, предлагающих систему автоматизации вместе с поставками товара.
- От программистов-индивидуалов, являющихся сотрудниками аптеки или, чаще всего, родственниками или знакомыми руководителя аптеки.
Как показывает проведенный анализ, наиболее приемлемым вариантом по соотношению цена – объем автоматизируемых функций является программа Аптека 2007 Стандарт. К преимуществам следует отнести следующие:
- предоставление программных комплексов, позволяющих эффективно организовать работу аптечных сетей;
- наличие открытого протокола (универсальная электронная накладная) для организации электронного документооборота между любой внешней системой (например, системы заказов поставщиков) и системами «Аптека-2000″/»Аптека-2002». Это означает, что при желании любой поставщик может использовать этот протокол обмена для передачи клиенту, где работает одна из систем, электронной накладной и для приема от клиента электронного заказа. Организовать такое взаимодействие возможно без участия разработчиков, то есть компании. Поэтому протокол и назван открытым;
- набор программных комплексов, позволяющих при их грамотном использовании оптимизировать управление товарно-материальными запасами аптеки. Например, на основании анализа статистических данных по настроенному по правилам клиента алгоритму, рассчитать необходимый заказ и разместить его у поставщика; на основании сравнительного анализа цен всех поставщиков, подключенных к системе, выбрать оптимальные для данного клиента цены;
- возможность организации гибкого управления розничными ценами в зависимости от места расположения торговых точек.
Что касается модуля управления запасами, то как показывает практика, это наиболее сложный участок работы, автоматизировать полностью который в рамках первого этапа автоматизации как правило не удается[1].
[1] Шевцов В. Автоматизация аптеки // http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smsue.htm