Проектирование информационной системы аптеки- отрывок из реферата Описание преимуществ и недостатков существующей ИТ-системы компании

Комплект программного обеспечения (ПО) для аптеки должен обеспечивать электронное взаимодействие с поставщиками (от заказа до оприходования накладных), ведение партионного учета, контроль сроков годности и забракованных серий медицинских препаратов, возможность возврата товара поставщику и возврата товара от потребителя, переоценку товара, межаптечную переброску товара для сетей и аптек с удаленными киосками, розничную реализацию (кассовый модуль), инвентаризацию, выгрузку данных в систему бухгалтерского учета и предоставление оперативной отчетности.

Ключевыми критериями при выборе ИС являются следующие:

  • стоимость базового комплекта и услуг технической поддержки;
  • возможность своевременных доработок системы под новые требования рынка и пожелания заказчика (пользователя);
  • требования к оборудованию (сервер, рабочее место директора, рабочее место кассира) — невысокие аппаратные требования к рабочим местам позволяют избежать дополнительных затрат на закупку нового оборудования и использовать уже имеющиеся в наличии компьютеры;
  • поддержка системой большого спектра периферийного оборудования, (фискальные регистраторы, сканеры штрих-кода, дисплеи покупателя, термопринтеры печати штрих-кода и т.д.);
  • наличие и доступная цена дополнительных модулей для увеличения функционала базового комплекта (особенно важно для динамично развивающихся аптечных учреждений);
  • СУБД, используемая в аптеке (важны стоимость СУБД и дополнительных лицензий на рабочее место, квалификация ИТ-персонала для администрирования);
  • взаимодействие с наиболее распространенными программами бухгалтерского учета.

 

Таблица 4

Программы для автоматизации аптек: сравнительный анализ

Название решения для автоматизации аптеки Фирма-производитель кассовый учёт базов ы й учёт отчётность автозаказ обмен данны ми специфика цены запасы Стоимость проекта (средняя) где искать
Типовой проект «Аптека» Клиент-софт + + + + +   + + 80 000 руб. http://www.clientsoft.ru/solutions/category.php?s=81
1С-Рарус:Управление аптекой. + Лицензия на 1 рабочее место 1С-Рарус + +   + +   +   80 000 руб. http://rarus.ru/1c-med/1c-rarus-apteka/
SV: Аптека BCG + + +   +   +   30 000 руб. http://www.bc-group.ru/price/default.aspx#06
АИС Аптекарь Ателье Информационных Систем + + +   +   + + 24 700 руб. http://ais.ru/
Аптека 2007 Стандарт Регард-софт + + + + +   + + 30 000 руб. http://www.regard-soft.ru/catalog/group_594/group_606/item_164/
еФарма2 Спарго Технологии + + + +     +   69 000  руб. http://www.spargo.ru/programmnyieproduktyi.html
МАГИСТР Фармком + +     +   + + 40 000 руб. http://www.farmcom.ru/apteka/index.php
М-АПТЕКА плюс ЭСКЕЙП + + + + +   + + 35 000 руб. http://www.m-apteka.ru/
Фарм-Офис Фарм-Офис + + +   + + + + 30 000 руб. http://www.farmoffice.ru/index.asp
Юнико-Аптека Юнико + + + + + + +   30 000 руб. http://www.uniko.ru/software/apteka.php

 

 

На сегодняшний день можно наблюдать на рынке три класса предложений.

  1. От фирм — независимых разработчиков, специализирующихся на автоматизации аптек — так называемых системных интеграторов.
  2. От дистрибьюторов, предлагающих систему автоматизации вместе с поставками товара.
  3. От программистов-индивидуалов, являющихся сотрудниками аптеки или, чаще всего, родственниками или знакомыми руководителя аптеки.

Как показывает проведенный анализ, наиболее приемлемым вариантом по соотношению цена – объем автоматизируемых функций является программа Аптека 2007 Стандарт. К преимуществам следует отнести следующие:

  • предоставление программных комплексов, позволяющих эффективно организовать работу аптечных сетей;
  • наличие открытого протокола (универсальная электронная накладная) для организации электронного документооборота между любой внешней системой (например, системы заказов поставщиков) и системами «Аптека-2000″/»Аптека-2002». Это означает, что при желании любой поставщик может использовать этот протокол обмена для передачи клиенту, где работает одна из систем, электронной накладной и для приема от клиента электронного заказа. Организовать такое взаимодействие возможно без участия разработчиков, то есть компании. Поэтому протокол и назван открытым;
  • набор программных комплексов, позволяющих при их грамотном использовании оптимизировать управление товарно-материальными запасами аптеки. Например, на основании анализа статистических данных по настроенному по правилам клиента алгоритму, рассчитать необходимый заказ и разместить его у поставщика; на основании сравнительного анализа цен всех поставщиков, подключенных к системе, выбрать оптимальные для данного клиента цены;
  • возможность организации гибкого управления розничными ценами в зависимости от места расположения торговых точек.

Что касается модуля управления запасами, то как показывает практика, это наиболее сложный участок работы, автоматизировать полностью который в рамках первого этапа автоматизации как правило не удается[1].

[1] Шевцов  В. Автоматизация аптеки // http://rudoctor.net/medicine2009/bz-vw/med-smsue.htm