НАБЛЮДЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (УПРАЖНЕНИЯ)
Основным и наиболее часто используемым методом педагогического исследования является наблюдение. Без него невозможно выполнение каких-либо воспитательно-дидактических функций в школе или воспитательно-воспитательном учреждении.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЙ

Наблюдение как научный метод — это не просто восприятие фактов, событий или явлений. Это своеобразный способ восприятия, сбора и интерпретации известных данных в их естественном ходе и в пределах непосредственной видимости и слуха наблюдателя. Восприятие, сбор и интерпретация являются важными компонентами наблюдения и, в некотором смысле, тремя основными стадиями наблюдения. Однако наблюдение не всегда должно следовать этому порядку. Часто восприятие явлений идет рука об руку с их собиранием, т. е. соответствующей записью, и с их интерпретацией.
В контексте школьной жизни наблюдение (в научном смысле) обычно включает в себя сначала восприятие данных, затем их запись (часто в форме письменных отчетов) и, наконец, попытку правильно интерпретировать их. Трудно представить учителя, который, проводя урок, одновременно фиксировал бы наблюдаемые проявления поведения учащихся. Практически говоря, он может только воспринимать это поведение и пытаться запомнить его. Наблюдение было бы неполным, если бы оно не основывалось на восприятии, в том числе на распознавании некоторых строго определенных явлений в наблюдаемых данных. В этом смысле почти каждое описание любой формы поведения школьника в определенной мере совпадает. по крайней мере интерпретационная оценка. Поэтому представляется не совсем правильным полагать, что
Иногда интерпретация наблюдаемых данных уже в процессе восприятия является необходимым и непременным компонентом наблюдения. Особенно это касается случаев, когда наблюдаемые явления связаны с некоторыми очевидными зависимостями, не требующими отдельного и заранее спланированного анализа. Например, уж точно нет необходимости в дотошном описании мимики учащегося или в тщательной регистрации непроизвольного открывания и закрывания рта учащегося, чтобы заключить, что мы имеем дело с известным явлением зевоты или утомления. Но это не означает, что последующая детальная интерпретация собранного таким образом материала на основе наблюдений с некоторой неизбежной интерпретационной окраской является ненужной. Обычно это заключительный этап каждого правильно проведенного наблюдения.
Характерной чертой данного выше определения наблюдения является то, что оно касается фактов, событий и явлений в их естественном развитии, т. е. не затрагивает их возникновения и течения. В этом отношении она принципиально отличается от всех других методов педагогического исследования. В результате он позволяет отслеживать и изучать наблюдаемые явления так, как они происходят «каждый день», без какого-либо искусственного окрашивания или временного усиления.
Кроме того, особенность наблюдения, осуществляемого в соответствии с положениями методологии научного исследования, заключается в том, что оно осуществляется целенаправленно, планомерно и выборочно и требует активной установки ума. Стоит напомнить, что в последние годы упор в педагогических исследованиях делается на количественную обработку наблюдаемых данных, а не на их качественное представление. Поэтому налицо четкая тенденция к количественному сбору наблюдательного материала за счет дотошного описания явлений, направленного на их последующий детальный качественный анализ.
Наблюдение как метод исследования вносит значительный вклад в прогресс в различных областях науки. Она играет особую роль, особенно на начальном этапе научного познания. Это позволяет выдвигать рабочие гипотезы и проверять их.
Наблюдение как метод знакомства со студентами имеет богатую традицию, особенно в нашей стране. Широко применялся, особенно в межвоенный период. Для того, чтобы учителям было легче его проводить, была разработана так называемая наблюдательные листы и карточки личности учащихся. Листы наблюдения представляли собой набор вопросов о конкретных особенностях ребенка. Набором таких вопросов были и карточки индивидуальности, требующие более коротких ответов, чем листы наблюдения, ответы на поставленные в них вопросы должны были дать точную характеристику и характеристику психики наблюдаемого ребенка.
Приведенная выше историческая канва развития метода наблюдения отнюдь не доказывает безусловного приоритета его праздничных исследований. Напротив, наблюдение не получило должного места в психологии и социальных науках, хотя оно и составляет основу почти всех научных знаний.

ПРЕИМУЩЕСТВА И УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение как научный метод отличается многими преимуществами, вообще недоступными другим методам исследования. Например, следует упомянуть лишь некоторые из них:
1. Наблюдение позволяет непосредственно узнать о поведении детей и подростков в природных условиях и обстоятельствах. В результате при хорошем восприятии и регистрации различных фактов, событий и явлений гарантируется сбор достоверного материала, особенно когда личные наблюдения наблюдателя документированы с использованием технических средств связи, например магнитофона или кинокамеры.
2. Облегчает формулировку рабочей гипотезы или внесение изменений и поправок на начальном этапе исследования, а также ее хотя бы частичную проверку. Благодаря этому исследователь не слишком рискует, ссылаясь, например, на обширные экспериментальные исследования.
3. Позволяет проверять теоремы, полученные другими методами, что укрепляет нашу веру в их справедливость. Тем самым поощряется их практическое использование в процессе обучения и воспитания.
4. Является важным дополнением и дополнением к другим методам, особенно тестовым, анкетным или экспериментальным. Помогает во время бесед или опросов студентов отмечать степень их вовлеченности в изучаемый в данный момент вопрос.
5. Позволяет получить информацию о студентах, которую сложно получить с помощью других методов исследования. Например, опрос или анкетирование нельзя применить ко всем первокурсникам хотя бы потому, что не все они умеют читать и писать. Некоторые проблемы могут быть решены только наблюдением, например, проблема внешних реакций учащегося при получении им неудовлетворительной оценки и т. п.
, недостатки педагогического производства. Он пытается нивелировать их с течением времени и предотвратить их в будущем.
Эти и другие преимущества применимы к наблюдению только тогда, когда оно отвечает основным условиям исследования, связанным с его правильным ходом. В целом упоминаются несколько основных условий или характеристик правильного наблюдения. Оно должно быть:
1. объективным,
2. верным,
3. исчерпывающим,
4. проницательным или целеустремленным,
5. планомерным,
6. избирательным,
7. требующим активной мыслительной установки,
8. систематическим и надежным.
Все вышеперечисленные особенности правильного наблюдения можно рассматривать с точки зрения пяти существенных условий, которым оно должно соответствовать, чтобы заслужить название научного метода. Эти условия таковы:
 Целенаправленность всей исследовательской деятельности; наблюдатель должен руководствоваться ясно осознаваемой целью, соответствующим образом устанавливающей его по отношению к объекту наблюдения. Наблюдение без точного определения того, что должно быть исследовано, обычно лишено научной ценности. Она может оказаться полезной максимум на начальном этапе исследований, но и при условии тщательной регистрации.
 Планирование – это наблюдение, осуществляемое по строго определенному плану. Этот план включает в себя, среди прочего:
• продолжительность наблюдения и его отдельных этапов,
• способы наблюдения, например, с помощью наблюдателей или технических средств связи,
• способы фиксации результатов наблюдения, например, путем записи наблюдений сразу после тщательные наблюдения,
• влияние условий, в которых происходит наблюдение, на его результаты, например, влияние присутствия директора, руководящего занятием, на поведение учащихся, tor, • определение принципов интерпретации собранного наблюдательного
материала
.
Наблюдение планируется, если у наблюдателя детально разработана исследовательская стратегия, которая будет сопровождать его при восприятии наблюдаемых явлений, их сборе и интерпретации.
 Избирательность – избирательность наблюдаемых явлений. Избирательность наблюдения заключается в строгом восприятии заранее подготовленного реестра категорий поведения учащихся. Такой регистр позволяет легче учесть в наблюдении существенные черты изучаемых явлений и опустить все, что не относится к основному предмету исследования. Благодаря этому экономится энергия наблюдателя и значительно сокращается путь к цели наблюдения. Отбор, используемый в наблюдении, включает в себя такой соответствующий отбор субъектов, принимая во внимание, среди прочего, их возраст, пол, способности и интересы, а также их умственный или академический уровень. Избирательность наблюдения предусматривает также определение времени, в течение которого мы будем наблюдать данное явление. Известно, что, например, поведение ученика в начале урока отличается от поведения в конце. На первом уроке ученики ведут себя иначе, чем на последнем. Выборочный характер наблюдения означает, прежде всего, целесообразное сужение исследования до вопросов, важных с точки зрения изучаемой проблемы.
 Точность, с которой наблюдатель воспринимает, записывает и интерпретирует наблюдаемые явления. Чтобы наблюдение было точным, оно должно быть достоверным, исчерпывающим и проницательным. Это верно, когда наблюдаемые явления не были искажены присутствием наблюдателя. Исчерпывающим является это наблюдение, позволяющее наблюдать почти мельчайшие детали, интересующие наблюдателя предмета изучения. Внимательное наблюдение пытается учесть взаимозависимость и взаимообусловленность наблюдаемых фактов, событий и явлений, т. е. наблюдение их в свете заметных последствий и сопутствующих им изменений.
 Объективность – воспринимает и записывает то, что наблюдается независимо от личного опыта наблюдателя, его субъективных установок или ожиданий. Объективное наблюдение позволяет отделить восприятия от их интерпретации. Таким образом, его основное предположение состоит в том, чтобы обращать внимание на то, что происходит на самом деле, и избегать преждевременных выводов или обобщений любого рода. Поэтому рекомендуется интерпретировать данные наблюдений на заключительном этапе применения метода наблюдения, по возможности сознательно воздерживаясь от интерпретации при сборе наблюдательного материала.

Все перечисленные выше условия корректного наблюдения могут быть соблюдены, конечно, только при наличии у наблюдателя соответствующей психологической и методологической подготовки как в отношении самой процедуры исследования, так и в отношении исследуемой и решаемой проблемы. Выполнение этих условий, однако, было бы нереальным, если бы наблюдатель не располагал более длительным периодом времени, чтобы иметь возможность наблюдать интересующие его явления и внимательно их отмечать сразу же после тщательных наблюдений. Условия правильного наблюдения также тесно связаны с его объектом, т. е. с тем, что мы хотим узнать с помощью наблюдения. Чем конкретнее объект наблюдения, тем больше его целенаправленность, планомерность, избирательность, тем он точнее и объективнее.

ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ

Определение предмета наблюдения зависит, прежде всего, от цели, которой мы руководствуемся в предпринятом исследовании. Но это не значит, что объект наблюдения всегда должен быть тождественен своей цели: достаточно, чтобы они имели с высокой степенью вероятности общее. Той же цели, которую мы хотим достичь с помощью наблюдения, можно достичь, наблюдая разного рода факты, события и явления.
Принято считать, что основными объектами наблюдения являются:
 условия, в которых в настоящее время находятся наблюдаемые лица и с кем они чаще всего контактируют; к условиям, являющимся предметом наблюдения в школьном классе, относятся, в том числе, школьное оборудование и средства обучения, освещение, температура и все, что связано с санитарно-гигиеническим состоянием классной комнаты, ее эстетическим видом, близостью к другим классам и внешней среде школы, такой как школьная улица или детская площадка, а также как преобладающие погодные условия и время суток, в которое производится наблюдение. К ним также относится состав класса с учетом количества, возраста и пола всех учащихся, обучающихся в нем, а также их умственного и культурного уровня.
 ситуации, в которых они участвуют как активные или пассивные участники; ситуации, в которых наблюдаемые люди принимают активное участие или могут принимать форму организованной или неорганизованной деятельности в классе. Уроки являются примером организованной деятельности. Они различаются не только по предмету, который преподают, например, географии или польскому языку, но и по способу их проведения, что оказывает чрезвычайно большое влияние на поведение учащихся. Уроки — самая удобная область наблюдения учителя, но, конечно, не единственная. Возможность наблюдения за учащимися с лучшими, чем в классе, результатами обеспечивается неорганизованной деятельностью, например, в коридоре или на школьной площадке. На практике, однако, учитель может систематически наблюдать только в классе. Поэтому большую часть времени он наблюдает за своими учениками в классе. Особую возможность эффективного наблюдения за учащимися создает их самостоятельная работа на уроках, как индивидуальных, групповых и коллективных, так и особенно внеучебных и внеклассных мероприятий, таких как экскурсии, полезная общественная работа, игры и мероприятия.
 реакции наблюдаемых лиц на эти условия и ситуации, в том числе указанные выше связи и зависимости, в том числе их психологическое содержание; среди реакций учащихся можно обратить внимание на различные их проявления в наблюдении, напр. на познавательные процессы и черты личности; к познавательным процессам относятся: память, внимание, воображение, мышление, речь, умение читать, писать, рисовать и другие; черты личности включают, например. привычки и привычки, интересы, симпатии, потребности и мотивы, особенно установки и социализация.

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Методы наблюдения — это особые способы наблюдения в исследовательских целях. Они могут быть различных типов. Однако не все они подходят для изучения в школьном классе. Наиболее рекомендуемыми в этом случае являются методы включенного наблюдения. Они заключаются в наблюдении учителем за учащимися во время проводимых им школьных мероприятий, в частности во время уроков. Используя приемы включенного наблюдения, преподаватель дополнительно берет на себя роль наблюдателя. Студенты, однако, не знают, что за ними наблюдают. Учитель ведет себя так же, как и предыдущий, когда не наблюдал сознательно и целенаправленно. Она по-прежнему отвечает за организацию и проведение занятий со студентами и поддерживает с ними ту же психосоциальную связь, что и раньше.
Такие методы могут принимать различные формы. По степени методологической корректности можно отнести три основных вида приемов наблюдения, а именно:
1) метод эпизодического наблюдения,
2) метод «журнала наблюдения»,
3) метод категоризированного наблюдения.

Метод случайного наблюдения является наиболее часто используемым методом в исследовательской работе учителя. К сожалению, его научная ценность как минимум сомнительна. В психологической литературе его часто называют «анекдотичным» наблюдением. Она заключается в фиксации особенно тех проявлений поведения учащихся, которые, по личному усмотрению учителя, этого заслуживают. Таким образом, не цель наблюдения определяет восприятие и сбор наблюдательных данных, а сиюминутный и вообще быстро проходящий интерес наблюдателя. Таким образом, он отмечает практически все, что привлекает его внимание в поведении учащихся, не осознавая его познавательного значения. Неудивительно, что эта методика встречает различные критические замечания со стороны ученых. В основном ее обвиняют в субъективизме в повествовательных описаниях,
Несмотря на выдвинутые против нее обвинения и то, что она не имеет большого научного значения, она заслуживает внимания в исследовательской работе учителя. Это вызывает у учителя более глубокие размышления над эпизодически описываемыми случаями, а иногда позволяет выдвинуть ценные научные рабочие гипотезы. Благодаря приданию анекдотическим записям определенного формального подхода — эта техника позволяет вам сопоставить ваши собственные наблюдения и комментарии с письменными отчетами других учителей о данном ученике или классе. Такую запись можно сделать на листочке из тетради с учетом следующих данных.
1) Фамилия и имя наблюдаемого
2) Посещаемый класс
3) Дата точного наблюдения
4) Описание поведения учащегося
5) Условия и ситуации, в которых наблюдалось наблюдаемое поведение
6) Попытка интерпретации
7) Предложения и рекомендации
8) Фамилия и имя преподавателя, сделавшего наблюдение
Технику случайного наблюдения можно использовать особенно в тех случаях, когда у нас нет лучшего понимания. Мы не знаем ни отдельных учеников, ни класса, мы не знаем, какие проблемы их беспокоят, у нас нет конкретных намерений и планов исследований. В результате его использования классная комната становится ближе к нам. Это не только облегчает знакомство с ней поближе, но и позволяет ей лучше выполнять свои обязанности воспитателей-практиков. Излишне говорить, что выводы, сделанные из случайных наблюдений, лишены научного обоснования. Они являются лишь основой для формулирования рабочего тезиса, проверить который можно только с применением надежных методов исследования.

Техника «дневников наблюдения» состоит в описании событий или явлений в их естественной временной последовательности и в течение возможно длительного периода времени. Этот период иногда длился от рождения ребенка до его раннего детства и заканчивался в подростковом возрасте. Если эта методика применяется к детям школьного возраста и подросткам, период систематического наблюдения может длиться от 3 до 10 месяцев и даже дольше. В основном это касается психологического и социального развития студентов и сосредоточено на различных проявлениях их бытовых болезней. Используя этот тип техники, мы записываем наши собственные наблюдения почти в одночасье или после каждого контакта с данным учеником или классом. Наблюдаемые проявления поведения, а также сопутствующие состояния и ситуации, мы обычно представляем его в нарративной форме, как и в случае со ссылкой на технику случайного наблюдения. В описания мы включаем особо характерные и наиболее интересные эпизоды из жизни студентов.
Применение методики «дневников наблюдений» в школьных условиях может быть двух видов. Во-первых, мы используем его, когда интересуемся учениками и классом со многих точек зрения одновременно или когда у нас нет более точной цели исследования. В этом случае мы обычно наблюдаем все, кроме непрерывного течения событий, связанных с жизнью наблюдаемого ученика или класса. Наблюдаемый здесь принцип выборочного сбора материала состоит лишь в регистрации все новых и новых событий, последовательно появляющихся в жизни ученика или класса. Наблюдатель не заранее определяет, что именно он наблюдает, поэтому обычно записывает то, что привлекает его внимание. В результате его записи часто необъективны и предвзяты, поэтому познавательная полезность дневников наблюдений, которые ведутся таким образом, по меньшей мере сомнительна. Такое их использование может, однако, оказать некоторую услугу, особенно когда наблюдатель является учителем с тщательной психологической подготовкой и имеет более длинную кантату с наблюдаемым учеником и классом. Этот тип техники наблюдения также рекомендуется рекомендовать молодым учителям, которые делают свои первые шаги в обучении. профессия. Конечно, эти положения носят не столько познавательный, сколько чисто практический характер, а именно умножение и углубление своего педагогического опыта. Этот тип техники наблюдения также рекомендуется рекомендовать молодым учителям, которые делают свои первые шаги в обучении. профессия. Конечно, эти положения носят не столько познавательный, сколько чисто практический характер, а именно умножение и углубление своего педагогического опыта. Этот тип техники наблюдения также рекомендуется рекомендовать молодым учителям, которые делают свои первые шаги в обучении. профессия. Конечно, эти положения носят не столько познавательный, сколько чисто практический характер, а именно умножение и углубление своего педагогического опыта.
Во-вторых, мы применяем технику «журналов наблюдения» к строго определенным вопросам. Затем мы руководствуемся четко определенной исследовательской целью. Такой целью может быть знакомство с внутренней социальной структурой класса, сосуществованием и сотрудничеством учащихся, в том числе взаимоотношениями девочек и мальчиков, их отношением к школьным обязанностям, учителям и различным идейно-социальным проблемам, обсуждаемым в классе. Целью наблюдения может быть также подробное выяснение воспитательных трудностей класса, его групповых норм, общей социализации отдельных учащихся, их самостоятельных решений, речевого развития и т. д. Применение методики в этом случае, журналы наблюдения» требует, кроме осознания цели наблюдения, еще и большой осторожности, чтобы не упустить ничего существенного для наблюдаемой области поведения учащихся. Ибо единственным направлением такого наблюдения является общее знание своего предмета, без перечисления отдельных. ее категория. Некоторые психологи видят в этом особую познавательную ценность дневников наблюдений. Они утверждают, что конкретизация (категоризация) объекта наблюдения ограничивает его познавательную ценность. Такой взгляд кажется правильным лишь отчасти, а именно, когда мы намерены отказаться от количественного анализа собранного наблюдательного материала в пользу качественного анализа. В этом отношении методика «дневников наблюдений» в первом и втором ее вариантах может оказать большую услугу учителям.

Техника категорированного наблюдения заключается в наблюдении за учащимися не только с учетом общей цели наблюдения, но и отдельных его сторон, т. е. различных категорий поведения. Эта техника высоко ценится учителями. Это гарантирует точность наблюдений и сокращает время наблюдения до минимума. Это эффективно и экономично. Он позволяет получить материал, пригодный для количественного исследования. Для этого ему требуется более точная спецификация предмета своего исследования, особенно реакции субъектов, связанных с ним. Например, если мы намерены использовать категоризированное наблюдение для наблюдения за проявлениями и степенью социализации учащихся, мы не можем удовлетвориться простым определением «социализации». Термин «социализация» в виде развернутого определения позволяет собрать наблюдательный материал, являясь основой только для ее качественного анализа. Однако его оказывается недостаточно в качестве отправной точки для количественного анализа, который, как известно, является важным элементом научного познания. Для того чтобы можно было провести количественный анализ собранного материала, мы готовим специальный набор (список) отдельных категорий поведения учащихся, важных с точки зрения наших интересов. Создание такого набора, называемого графиком наблюдения, может, например, иметь следующий ход в случае наблюдения за социализацией учащихся: Для того чтобы можно было провести количественный анализ собранного материала, мы готовим специальный набор (список) отдельных категорий поведения учащихся, важных с точки зрения наших интересов. Создание такого набора, называемого графиком наблюдения, может, например, иметь следующий ход в случае наблюдения за социализацией учащихся: Для того чтобы можно было провести количественный анализ собранного материала, мы готовим специальный набор (список) отдельных категорий поведения учащихся, важных с точки зрения наших интересов. Создание такого набора, называемого графиком наблюдения, может, например, иметь следующий ход в случае наблюдения за социализацией учащихся:
1. Соберите краткие описания учащимися социализированных и несоциализированных коллег. Для этого мы просим их письменно или устно ответить на следующие вопросы: «Как ведет себя хороший, социализированный одноклассник?» и «Как ведет себя плохой, несоциализированный одноклассник?» Это студенты, которых мы не собираемся наблюдать за этим ответом. Это могут быть ученики из другой школы, но из классов, параллельных тем, которые мы потом будем подвергать систематическому наблюдению.
2. Анализ и отбор ранее собранных характеристик социализированных и несоциализированных учащихся, в результате чего отбраковываем нетипичные характеристики, редко повторяющиеся или характерные только для учащихся данного класса или школы. Типовые высказывания учащихся, соответствующим образом сокращенные и стилизованные, прикрепляются к созданному нами набору категорий социализации (т. е. графику наблюдения)
3. Применение разработанного набора категорий для проверки его функциональности как метода исследования. Это дает возможность в дальнейшем вносить возможные коррективы в данный набор категорий, сравнивая его результаты с результатами других методов исследования, например опросов или наблюдений в их традиционном понимании.
Правильно построенный график наблюдения должен отвечать и ряду других условий. При ее построении следует следить за тем, чтобы входящие в нее категории:
 были сформулированы четко и однозначно, понятным всем учителям, использовавшим их в ходе наблюдения, 
выражали конститутивные черты исследуемого поведения учащихся,
 не были слишком многочисленны,
 были реально наблюдаемы в широком смысле этого слова,
не содержали более одного аспекта поведения учащихся.
Такие условия могут быть выполнены только в том случае, если на начальном этапе построения графика наблюдения мы аккумулируем как можно больше различных категорий поведения. Дело в том, что можно выбрать лишь некоторые из них — наиболее характерные для данного поведения.
Упомянутые выше три приема наблюдения могут также носить характер пассивных (неучастных) приемов наблюдения, т. е. приемов, при которых наблюдатель следит за данным явлением извне, не участвуя в нем непосредственно. В условиях школьной жизни это маловероятно, а иногда даже невозможно. С другой стороны, такие исследования нельзя исключать. Однако это довольно единичные случаи наблюдения за учениками и классом. Если же они все-таки возникают, то особенно стоит порекомендовать методику категоризированного наблюдения. Возможны и другие методы, в том числе:
 Техника фотографических проб равносильна наблюдению всего поведения учащихся в строго определенных условиях и времени. Во многом она напоминает методику «дневников наблюдения» в ее первом варианте (без учета более четко определенной цели исследования). Оно отличается от него тем, что происходит достаточно быстро, например, в течение нескольких-десятков занятий, и характеризуется гораздо большей интенсивностью и точностью фиксации всех возможных фактов и событий, в том числе условий и ситуаций, сопровождающих эти события. Также требуется отмечать все, что относится к объекту наблюдения, в самый момент восприятия, при этом факторы памяти должны быть сведены к минимуму. Основная предпосылка этого типа техники состоит в том, чтобы захватить все настолько полно, что
 Техника событийных выборок – это метод наблюдения только одной группы событий, которая фиксируется во всем богатстве их проявлений. К таким явлениям, наблюдаемым в школьном классе, относятся, в том числе: сотрудничество и соперничество учащихся, ссоры и непонимание, активное участие в уроках, беспокойство, подсказки и жалобы во время уроков, невыполнение указаний учителя и многие другие. Когда ожидаемое событие происходит, наблюдатель полностью вмешивается в его ход. Вместо этого он старается делать точные наблюдения, которые описывает на протяжении всего времени данного события, сразу после его завершения. Этот метод требует большого терпения, поскольку запланированные события не всегда происходят в ожидаемое время. Иногда его можно использовать и в условиях включенного наблюдения, т.е. во время перерыва или поездки. Однако никогда в этом качестве (включенное наблюдение) оно не должно относиться к антиобщественным формам поведения учащихся.
 Техника временных выборок аналогична категоризированному наблюдению. То же самое относится и к предыдущему. — специфические аспекты конкретной области поведения учащихся, но отличается от методики категоризированного наблюдения тем, что происходит на коротких единицах времени (выборках). Продолжительность коротких единиц времени в течение данного наблюдения колеблется от нескольких секунд до 20 минут. Чаще всего используются периоды продолжительностью 5 минут или менее. Эти периоды (единицы времени) следуют один за другим или с более длинными или более короткими интервалами. Техника временной выборки используется таким образом, что наблюдатель, зная отдельные аспекты (категории) наблюдаемого явления, отмечает их наличие или отсутствие в каждую заранее предсказанную единицу времени.

Эти методы редко используются в классе, за исключением метода временной выборки, который может оказаться очень полезным при оценке класса директором школы. Можно сказать, что все упомянутые здесь приемы требуют общего «ознакомления» учащихся с человеком, производящим наблюдение «со стороны». Трудно предположить, что можно было бы полностью наблюдать из укрытия (например, из-за односторонней занавески) без риска того, что наблюдатель будет быстро обнаружен учениками. Стоит помнить, что пассивный наблюдатель за классом всегда вызывает подозрения у наблюдаемых учеников. Таким образом, методы такого рода, как правило, дают менее аутентичный материал, чем методы совместного наблюдения, хотя иногда они могут оказаться лучше. Такой случай имеет место, когда

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Собранный материал наблюдений является основой для его интерпретации. Такая интерпретация равносильна тому, чтобы делать выводы на основе наблюдаемых данных. Он состоит в объяснении, например. различные наблюдаемые связи с конкретными фактами или событиями, пытаясь ответить на целый ряд вопросов, интересующих наблюдателя. В случае классной комнаты это могут быть, например, следующие вопросы:
 Почему ученики ведут себя шумно на одних уроках и безукоризненно на других?
 В чем причина агрессивности учащихся на уроке?
 Каковы важные причины, по которым учащиеся не выполняют домашнее задание?
 Каковы мотивы учащихся, пытающихся привлечь внимание любой ценой?
 Как ученик относится к одноклассникам и учителю?
 Как происходит сосуществование и сотрудничество между одаренными и неспособными учениками?
 Почему возникают трудности в организации взаимопомощи сверстников?
 По какой причине одни ученики постоянно хвалят свой класс, а другие ругают?
Ответы на такие вопросы, число которых на практике может быть бесконечным, отнюдь не легки. Многие вопросы, возникающие при интерпретации наблюдаемых данных, выходят за рамки внешних, наблюдаемых явлений. При этом никто не способен «увидеть» причины или мотивы поведения учащихся. Мы видим только последовательность фактов, но не видим их причин. Мотивы действий известны нам из устных рассказов, но всегда ли мы можем быть уверены, что студент говорил правду или же он сам безошибочно их распознал. Поэтому для правильной интерпретации собранного материала необходимо соблюдать хотя бы несколько основных условий. К ним относятся, среди прочего:
1. Большое количество и разнообразие наблюдательного материала — описание отдельного события, хотя и изложенное подробно и исчерпывающе, не является достаточной предпосылкой для более широких обобщений в конкретном случае. Любая интерпретация, согласующаяся с методологическими предположениями, требует неисчислимого количества фактов и большого разнообразия. Поэтому наблюдательный материал, собранный, например, всего за несколько уроков, кажется слишком скудным, чтобы его можно было интерпретировать, т. е. делать на его основе общие выводы. Количество фактов, составляющих минимум, допускающий психологическую интерпретацию, варьируется. Это зависит от типа исследуемой проблемы. Если предметом наблюдения не является явление в разрезе его развития, то иногда бывает достаточно двух-трех месяцев систематического наблюдения.
2. Знание психологических знаний — особенно полезными оказываются знания в области теорий, объясняющих механизм регуляции поведения человека. Случайное наблюдение за несколькими людьми доказывает различную реакцию на один и тот же раздражитель или одинаково на разные раздражители. Между раздражителем и реакцией обычно опосредовано богатое содержание психических переживаний. Поэтому не включать его в интерпретацию поведения людей было бы кардинальной ошибкой. Даже бихевиористы сегодня признают влияние содержания психических переживаний, рассматривая поведение индивида с точки зрения не только действия стимулов (независимые переменные) и реакций (зависимые переменные), но и так называемых промежуточные переменные, такие как Психические переживания. Эти промежуточные переменные недоступны непосредственному наблюдению.
3. Исследовательская установка наблюдателя — она ​​заключается прежде всего в том, что наблюдатель старается избегать слишком поспешных выводов на основе сделанных наблюдений. Он понимает, что наблюдение дает ему право делать выводы, иногда даже очень смелые, но он также понимает, что каждое формулируемое им обобщение имеет разную степень вероятности. Наблюдательный материал создает возможность делать выводы с высокой долей вероятности, особенно в области описания и классификации наблюдаемых фактов. Выводы о причинах этих фактов гораздо менее вероятны. Наблюдение лежит в основе любого научного знания. Такое познание начинается с наблюдения и в основном им заканчивается, чтобы окончательно убедиться в правильности позиции наблюдателя по конкретному вопросу. Однако вдумчивый наблюдатель быстро поймет, что его обобщения относительно объяснения поведения учащихся в свете причин требуют подтверждения и с помощью других методов исследования, особенно экспериментов. В любом случае исследовательская установка наблюдателя не мешает ему искать ответ на вопрос: «почему?». Он найдет такой ответ, особенно если будет доверять не столько собственной интуиции или интуиции, сколько накопленным фактам и научно обоснованным психологическим теориям, причем таким физиологическим, как теория высшей нервной деятельности. что его обобщения относительно объяснения поведения учащихся с точки зрения причин требуют подтверждения и другими методами исследования, особенно экспериментом. В любом случае исследовательская установка наблюдателя не мешает ему искать ответ на вопрос: «почему?». Он найдет такой ответ, особенно если будет доверять не столько собственной интуиции или интуиции, сколько накопленным фактам и научно обоснованным психологическим теориям, причем таким физиологическим, как теория высшей нервной деятельности. что его обобщения относительно объяснения поведения учащихся с точки зрения причин требуют подтверждения и другими методами исследования, особенно экспериментом. В любом случае исследовательская установка наблюдателя не мешает ему искать ответ на вопрос: «почему?». Он найдет такой ответ, особенно если будет доверять не столько собственной интуиции или интуиции, сколько накопленным фактам и научно обоснованным психологическим теориям, причем таким физиологическим, как теория высшей нервной деятельности.
Таким образом, интерпретация наблюдательного материала имеет свои пределы. Кратко можно сказать, что он позволяет:
 делать выводы о психических свойствах наблюдаемого ребенка, таких как внимание, память, воображение, мыслительные способности, особые способности, интересы, установки, убеждения, темперамент и черты характера;
 объяснение отдельных реакций или действий ребенка на основе его психических переживаний, особенно благодаря способности сопереживать чужим психическим состояниям;
 объясняя различные формы поведения под влиянием текущих внешних раздражителей, избегая механического узнавания связей между раздражителями и реакциями ребенка, т. е. не игнорируя содержание его психических переживаний;
 объяснение актуального влияния прошлого жизненного опыта на формирование конкретных черт личности ребенка, в том числе всей истории его жизни и среды, в которой он воспитывался;
 объяснение выявленных в поведении ребенка фактов физиологическими процессами, происходящими в организме, такими как функционирование органов чувств, общее самочувствие, болезненные состояния, нервные процессы.

1. Дата и место наблюдения: ……………………………….., … ……………………………………………………….. …. …………………………..

2. Время наблюдения: с …….. ……. ………………. до часа …………………. ………………………………..

3. Сведения о наблюдаемом лице:
 возраст: …………………………………………………………………………………………………………………………. …………………… ……………………………
 пол: …………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………

4. Имя и фамилия наблюдателя: … …………………………………………………. …………………………………………………….. ……………. …..

5. Подробное описание исследовательской ситуации:
 место: детский сад – помещение художественного класса
 присутствующие: один воспитатель, другие дети из данной групповой, наблюдатель (находится в углу комнаты, рядом с ребенком, выбранным для наблюдения)

6. Вид наблюдения:
 тематический
 непрерывный
 пассивный
 индивидуальный
 категоризированный

7. Цель наблюдения: описание поведения учащегося в группе сверстников. Характеристики интенсивности данного поведения.

8. График наблюдения:

Частота Мотив Никогда Иногда Редко Часто Очень часто Всегда Обижается
без причины Х
Обижается по пустяковому поводу Х
Обижается на то, что другие дети его дразнят Х Обижается,
чтобы привлечь внимание воспитателя Х Обижается
, чтобы привлечь внимание воспитателя друзья Х
Обижается и плачет Х

9. Выводы. Используя приведенное выше наблюдение, можно сделать вывод, что этот ребенок очень часто обижается на то, что его дразнят дети из одной группы, и плачет. Даже банальная причина может вызвать у него такую ​​реакцию. Однако его поведение вызвано не желанием привлечь внимание воспитателей или коллег и уж точно не беспочвенно. Всегда есть причина для такого поведения, этой реакции.