Что такое методология?

Методология — это способ изучения действительности, система четко определенных правил и процедур, позволяющих изучать действительность. Он основан на принципах:
— природа упорядочена
— природа познаваема, каждое явление можно описать
— все явления природы имеют естественные причины
— само по себе ничего не доказано, это означает необходимость исследования и проверки
— знание выводится из приобретенного опыта — чем тщательнее вы исследуете, тем больше наше знание
— знание превосходит невежество

Роль методологии заключается в обеспечении правил общения, рассуждений и правил интерсубъективности.

Два научных контекста методологии:
— контекст обоснования — мы беремся, когда хотим подтвердить наши предположения, гипотезы
— контекст открытия — нечто новое, с чем мы сталкиваемся в ходе нашего исследования, новое явление.
— Виды мотивации 1) практическо-социальная 2) познавательно-научная

— Ад1) социальная ситуация, национальные меньшинства, эмигранты, существующее и ожидаемое состояние, трансформация, индустриализация, эмигранты 2) любознательность, отсутствие соответствующих знаний, две противоречивые гипотезы, новый методологический подход, конкурирующие теории
Исследовательская проблема — это словесный прием, заключающийся в четком делении темы на вопросы и проблемы. Если мы хотим, чтобы оно было правильным, мы должны выполнить несколько условий:
— сформулированные проблемы должны исчерпывать объем наших знаний, содержащихся в предмете исследования.
— формулировки должны включать все общие отношения между переменными
— проблема должна быть эмпирически и практически разрешима (на этапе концепции мы не можем быть в этом уверены)
Вопросы исследования (характеристики) — иерархическая система вопросов от общего к более подробному, цель вопросов касаясь конкретных вопросов, вопросы касаются объектов событий или процессов, объекты события или процессов не являются исследовательской проблемой, возможность получения ответа на общий вопрос в момент ответа на детальные вопросы, возникает исследовательская проблема в форме вопроса, например, эффективны ли наказания?
В процессе формирования исследовательских задач большую роль играют а) теоретические соображения б) поисковые исследования в) исследовательская интуиция г) процесс формирования итогового вопроса исследовательской проблемы (длительный процесс, в начале вопросы расплывчаты, позже уточняются) Типы вопросов и их предположения

:
— вопросы решения (КОГДА — ) — это всегда закрытые вопросы, т.е. количество возможных ответов заранее определено, вопросы предусматривают два ответа ДА или НЕТ — вопросы
дополнения (КТО — КОГДА — ) — это творческие вопросы, они являются основой для формирования других вопросов и могут быть в форме открытых или закрытых вопросов.
— предположения в вопросах — положительно (можно получить один прямой правильный ответ)
Концепция исследования — должна содержать основные понятия и показатели, представленные в виде определений основных понятий по предлагаемой теме, важно максимально точно и лаконично изложить основную проблему исследования

В концепции исследования большое внимание уделяется созданию вторичных гипотез, поскольку от них прямо или косвенно зависит эффективность и действенность действий (М. Лобоцкий, 1984, с. 84). Следующим этапом организации исследования является соответствующий отбор выборки. Следующим этапом методологической процедуры является определение методов, приемов и инструментов исследования. Исследователи выделяют следующие методы исследования: эксперимент, монография, диагностический опрос, отдельные случаи, сравнительный. Каждый метод использует несколько методов исследования. Важной частью концепции исследования является процедура проверки гипотезы.

План исследовательского процесса по Пилчу
1) Определение предмета и цели исследования, поиск литературы.
2) Исследовательские проблемы (набор вопросов, отвечающих 3 заданиям
а) исчерпывают объем темы,
б) показать направления исследования и методы исследования
в) объяснить тему
3) Формирование гипотезы — ответ на исследовательскую проблему, утвердительное предложение, являющееся ответом на исследовательский вопрос, который мы хотим доказать) 4
) Выбор исследования площадь и отбор выборки — определение исследовательской среды, количества людей, возраста, пола
5) Выбор метода, техники и инструментов исследования
6) Пилотажное исследование
7) Разработка оптимальных вариантов вопросов исследования, рабочих гипотез и исследовательского практикума
8) Проведение исследования
9) Оформление материалов исследования и их анализ — классификация ответов
10) Проверка гипотез
11) Проработка и обобщение результатов – на этом этапе известно, верна или неверна гипотеза 12) Теоретическая проработка

От 1 до 5 – планирование: выбор темы, доступное для исследования явление, минимальные затраты на исследование, чтение литературы, эмоциональный интерес к теме. С 6 до 8 лет экспериментальные исследования — это проверка наших первоначальных знаний об окружающей среде, ее природе и разнообразии. Благодаря им мы получаем подтверждение или опровержение заданной связи между явлениями. Знания, полученные на предыдущих этапах, могут стать основанием для изменения формулировки названия нашей работы, а также расширить или сузить ее. Фундаментальные исследования следует начинать сразу же после завершения пилотных исследований. Следует помнить о динамике социальных преобразований. Наша задача — использовать инструменты для регистрации определенного состояния, расположенного во времени и пространстве. С 9 до 12 это исследование может быть организовано по следующим правилам: объем проблемы, социальные группы или тип явления или социальная зависимость, ключевая кодификация, статистическое исследование, качественный анализ, классификация проблем и зависимостей. Не всегда возможно провести такое точное деление. Если это невозможно, то следует привести к логическому расположению вопросов и фактов. Затем гипотезы проверяются. Если это невозможно, то следует привести к логическому расположению вопросов и фактов. Затем гипотезы проверяются. Если это невозможно, то следует привести к логическому расположению вопросов и фактов. Затем гипотезы проверяются.

Гипотезы исследования: необходимы теоретические знания об изучаемом явлении, сведения об изучаемой области, знание результатов аналогичных исследований, общие сведения в области почвоведения. социология, психология, после получения информации могут быть сформулированы гипотезы, гипотеза — это частично обоснованное утверждение, его можно опровергнуть или подтвердить, задача исследователя — сформулировать множество гипотез.

Типы исследований:
1.Теоретические – используются для построения научной теории
– Исследовательские – дают ключи к построению теории
– Проверочные – проверяют предсказания теории с целью ее подтверждения или опровержения
2.Практические — они используются для улучшения работы, они основаны на теоретических знаниях и адресованы конкретному адресату.
— разведывательная (диагностическая) — предоставление получателю информации о виде, степени и глубине практической трудности.
— Оценочные — дают знания о преднамеренных и непреднамеренных последствиях программы действий.
3. Каждое исследование может быть обобщающим или индивидуализирующим.

Раздел исследования:
1. количественный — результаты, которые мы получаем, являются результатами после преобразования (речь идет о степени распространенности явления в обществе) методы: диагностический опрос (методика: опрос)
2. качественные — касаются качества явления, сводятся к умозаключениям на основе описаний, методы: метод отдельного случая, например, случай, в какой степени родители повлияли на выбор школы в данном конкретном случае, монография — касается явлений или учреждений, например университета, детского дома, биографического исследования, например биографии важной персоны.

Переменные, обусловленные предполагаемыми значениями, если о данном свойстве можно сказать, что оно принимает разные (не менее двух) значения, то это переменная, например
(дихотомическая) — примером дихотомической переменной может быть пол (женский или мужской).
— многозначные (политомические) переменные — примером может служить деление населения по признаку образования или социального происхождения.

Переменные по причине и следствию
— Переменные, требующие объяснения, являющиеся предметом научного исследования, являются зависимыми переменными, являющимися прямым и косвенным следствием взаимодействия независимых переменных. Таким образом, это определенные явления, объясняемые исследователем и разыскиваемые им.
Независимая переменная – это переменная, с помощью которой объясняются изменения зависимой переменной. Независимая переменная объясняет данное явление и вызывает изменения значения зависимой переменной, она является предполагаемой причиной этих изменений (как следует из названия, зависимая переменная «зависит» от независимой переменной).
— Зависимые переменные могут находиться в сфере влияния независимых переменных, на которые нельзя повлиять. Эти переменные могут как благоприятствовать, так и препятствовать возникновению исследуемого явления и называются промежуточными переменными. Они указывают, что есть и другие важные причины изучаемого явления, которые не были учтены в исследовании. Примеры промежуточных переменных включают: состояние здоровья обследуемого, отношение учащегося к школе, симпатию к учителю, интерес (или его отсутствие) к данному предмету, личностные особенности респондентов и др.
— Управляющие переменные — к ним обращаются, когда зависимые и независимые переменные, а также промежуточные переменные не объясняют возникающие связи, вводятся дополнительные промежуточные переменные. Они наиболее распространены в точных науках, таких как физика, математика или статистика Качественные переменные — их нельзя измерить; можно установить только их наличие или отсутствие. Примером качественных переменных могут быть: пол респондентов, социальное происхождение, литературные интересы, политические взгляды, симпатии, религиозные убеждения и т. д.

Показатели:
Переменные, являющиеся предметом исследования, должны быть указаны и описаны, для чего используются индикаторы.Показатель – это свойство, факт, событие, состояние или процесс, которые можно наблюдать и на основании которых можно признать, что данное явление или признак имеет произошел. Примерами индикаторов могут быть: красное лицо, рукопожатие, специфическое поведение, высказывания

Роль индикаторов:
а) являются условием правильно организованного педагогического исследования
б) помогают нам в повседневной жизни в выдаче мнений и суждений
в) через индикаторы мы достичь изучаемого явления
г) выбор показателя есть определение переменной
д) указанное явление называется индикатумом индикатора и индикатора
е) в силу характера указанного явления существуют объективные признаки (внешние признаки) и субъективные признаки (внутренние признаки)
ж) они вытекают из определения изучаемого явления или факта
з) между явлением и явлением существует концептуальное тождество показатель
i) показатель — изучаемое явление и его признаки составляют определение данного понятия
j) указывающее явление называется определяющим и указанным определяемым словом
k) определение равенства состоит из определяющего словосочетания и определяющего

Выделяем следующее деление показателей:
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ — обращают внимание на то, как связаны индикатор и указанное значение. С их помощью делается попытка представить определение свойства, являющегося целью исследования. Для того чтобы выбрать индикатор для рассматриваемой ситуации, необходимо сначала определить ситуацию, выражением которой должен быть указанный объект.
Пример: количество вариантов, выбранных учащимися.
— ЭМПИРИЧЕСКИЕ — характеризуются тем, что признак и указанный объект наблюдаемы. Отношение между указанным предметом и признаком основано на опыте, который мы переживаем непосредственно, в момент наблюдения. Преимущество этих типов индикаторов в том, что вы можете легко увидеть, что они происходят.
Пример: У ребенка есть гитара, что может означать, что ему интересно играть на ней, т. е. заниматься музыкой.
— ПОМЕХА — появляется в более сложной ситуации, т.е. когда демонстрируемому признаку не может быть присвоено определение, ситуация, которая бы его описывала, и нет возможности ее наблюдать. Мы можем сказать, что ситуация имела место косвенно (не по прямому наблюдению), так получается, что что-то произошло, и мы замечаем это, даже если оно не обнаруживает себя.

Пример: если у студента покрасневшее лицо во время контрольной, это может означать, что он нервничает.

Описанные выше показатели являются однородными. К сожалению, в педагогике редко бывает так, что при проведении исследования используется только один тип показателей. Часто указывается несколько признаков одновременно, а затем они называются и понимаются по-разному. Принятие нескольких различных индикаторов будет зависеть от изучаемой нами проблемы, от кого-то или чего-то (предмета исследования), которые мы исследуем, от того, насколько сложным является исследуемое явление, от умения и компетентности исследователя подобрать соответствующие индикаторы. В такой ситуации обычно используются все вышеперечисленные индикаторы, т.е. дефиниционные, эмпирические и интерференционные. Их можно свободно комбинировать друг с другом для выполнения соответствующих условий.

Поэтому мы выделяем следующие составные показатели:
-ОПРЕДЕЛЕНИЕ-ЭМПИРИЧЕСКИЙ-
— ОПРЕДЕЛЕНИЕ-ПОМЕХА
—ЭМПИРИЧЕСКАЯ-ПОМЕХА
-.ОПРЕДЕЛЕНИЕ-ЭМПИРИЧЕСКАЯ-ПОМЕХА-мы включаем сюда все компоненты, на основании которых можно частично определить детерминанты, проявляющиеся различным образом, которые можно непосредственно наблюдать или таких нет возможность.

Методы, приемы и средства исследования:
МЕТОД — повторяющийся способ действия или решения определенной проблемы; получение утверждений путем дедукции или индуктивного рассуждения; совокупность теоретически обоснованных концептуальных трактовок и инструментов, охватывающих всю исследовательскую процедуру, направленную на решение конкретной задачи, важной особенностью которой является целенаправленность, так как она должна обеспечивать достижение намеченного эффекта.

Различают следующие методы исследования:
— опрос — способ сбора знаний о структурных и функциональных признаках, а также социальных явлениях, мнениях и взглядах
— монография — метод исследования, предметом которого являются образовательные учреждения или однородные социальные явления, ведущий к признанию структуры учреждения, принципов и эффективности образовательной деятельности
— эксперимент — метод научного исследования определенного участка образовательной действительности
— метод индивидуального случая — заключается в анализе отдельных человеческих судеб, вовлеченных в конкретную образовательную деятельность. ситуаций или на анализе конкретных явлений

Основные элементы метода:
— постановка целей и задач,
— уточнение функций, которые приведут к их реализации,
— определение принципов, которыми необходимо руководствоваться в процессе действий, и критериев оценки эффективности действий,
— выбор рациональных способов поведения.

Методы исследования — это регламентированная тщательно выработанными установками практическая деятельность, позволяющая получать оптимально проверяемые сведения, мнения и факты. Они имеют более узкую область применения и подчинены методам.Наиболее
часто используемые приемы: наблюдение, интервью, опрос, экспертиза документов, контент-анализ, проекционные приемы

Наблюдение
— Наблюдение представляет собой исследовательскую деятельность, заключающуюся в сборе данных посредством наблюдений.
— Наблюдение – самый универсальный метод сбора материала. Из-за его универсальности и сложности его иногда называют исследовательским методом.
— Наблюдением можно назвать как простую внеплановую запись событий и фактов, так и процесс контролируемого систематического наблюдения с использованием сложных вспомогательных средств (камеры, магнитофона и наблюдательных листов).
— Наиболее распространенным наблюдением является так называемое Открытое или свободное наблюдение. Каждый педагог и организатор использует его на практике. Он дает сумму знаний об интересующем предмете или работе, что позволяет более эффективно работать в конкретной области.
— Открытое наблюдение также играет важную роль на начальном этапе любой запланированной исследовательской деятельности. Получаются общие знания об изучаемом предмете, что дает основу для детального планирования дальнейшего хода исследования, в основном для формулирования предварительных вопросов и рабочих гипотез.
— При проведении исследования методом диагностического опроса обязательным подготовительным этапом является наблюдение.

Интервью Интервью
– это беседа исследователя и респондента по заранее подготовленным инструкциям или на основе специальной анкеты. Он в основном используется для изучения фактов, мнений и взглядов данного сообщества.
Основные виды интервью:
— категоризированный (имеет систематизированные, унифицированные вопросы, строго ограничивает порядок и формулировку задаваемых вопросов, обеспечивает большую точность и сопоставимость данных) — некатегоризированный (позволяет свободно
формулировать вопросы и менять их порядок, и даже углублять вопросы, задавая дополнительные вопросы)
— открытые (респондент информируется о целях, характере и предмете интервью, его необходимо категоризировать)
— скрытые (форма непринужденной беседы, при которой исследователь пытается получить интересующие данные, соответствующим образом направляя его. Это используется, когда личные установки респондента отличаются от установок и социальных ролей, выполняемых в данном сообществе, или если предметом интервью являются деликатные вопросы)
— индивидуальный
— коллективный
Интервью дает ценный познавательный материал. Мы используем его там, где не можем получить полного знания об изучаемом предмете другими средствами, например наблюдением, опросом, изучением документов.

Анкетирование – это методика сбора информации, заключающаяся в заполнении специальных анкет, обычно с высокой степенью стандартизации, в присутствии или чаще без присутствия интервьюера21. Вопросы опроса всегда конкретны, точны и проблематичны. Чаще всего используются закрытые вопросы. Столовая, т.е. набор всех возможных ответов. Также существуют:
— полуоткрытые столовые, где помимо набора возможных ответов добавляется пункт, помеченный словом «другое».
— конъюнктивные кафетерии, которые позволяют выбрать несколько ответов, давая возможность рассчитать частоту выбора отдельных ответов и, таким образом, создать иерархию.
Анкетирование незаменимо в педагогических исследованиях, где мы спрашиваем о характеристиках общества, фактах, мнениях о событиях, цифрах. Особенность, отличающая его от интервью, заключается в том, что оно не требует непосредственного контакта с исследователем, респондент сам отвечает на вопросы.
Достоинства: в них можно изучить все, что касается высказываний респондентов, их можно провести в короткие сроки, правильно использованные статистические сводки могут облегчить получение правильных выводов из документов данного вида исследования.
Недостатки: частые ошибки в документах при формулировании вопросов, неуверенность исследователя, злоупотребление исследованием.

Документальное исследование – это метод, используемый для сбора предварительной и количественной информации об исследуемом учреждении или образовательном явлении. А также знакомство с биографиями людей, мнениями, выраженными в документах. Сам по себе он редко может выступать как научный инструмент познания,
различают:
— хронику — все статические материалы, изображающие конкретные ситуации, документирующие факты и деятельность, всю документацию учреждения исследуемого объекта или явления —
консультативные — личные материалы, созданные вообще без участия рассказчика или только как фактор вдохновляющий, т.е. дневники, очерки, письма. Такие документы дают знания о самой реальности, но в основном о мнениях о ней. Рассматривается как вспомогательный метод.
Контент-анализ – позволяет проводить диагностику психических особенностей индивидов и групп, используется для объективного, систематического и количественного описания явного содержания информационных сообщений.
Проективные методики — заключаются во введении между обследуемым и обследуемым фактором (стимулом), который, как можно надеяться, вызовет у обследуемого определенные реакции и эмоции. Характер этих реакций, их сила, интенсивность и продолжительность являются предметом исследования исследователя. (применение, например, в клинической и экспериментальной психологии)
Инструмент исследования — это объект, используемый для реализации выбранного метода исследования. В этом смысле инструментом исследования будут являться: анкета интервью, магнитофон, лист наблюдения, журнал наблюдения.Общие

методологические принципы построения инструментария исследования
1. Познание не может основываться на одном исследовательском приеме
2. Должны быть разработаны отдельные исследовательские инструменты
3. Вопросы в инструменте должны быть подчинены общим целям, содержащимся в исследовательских задачах
4. В случае исследования мнений и фактов построение вопросов следует различать описание и высказывание мнения
5. Соблюдать правильную последовательность подготовки исследований:
— определить их целеустремленность
— сформулировать задачи исследования
— выбрать область исследования —
сконструировать исследовательский инструментарий 7. Внутренняя структура инструментов исследования важна для достоверности получаемой информации.