Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 14-15

Выявление изменений в среде, приводящих к нежелательным изменениям системы хозяйствования, можно разбить на следующие этапы:

  • анализ среды и выделение областей, содержащих факторы угрозы;
  • конкретизация факторов угрозы и последствий их потенциального действия по существенности и времени наступления (рассматривается комплексное влияние факторов, совпадающих по времени наступления);
  • определение желаемого состояния системы, т.е. состояния при отсутствии факторов угрозы, и анализ возможностей их устранения;
  • если факторы угрозы являются неуправляемыми, разрабатывается стратегия повышения «запаса прочности» и защиты от угроз.

Механизм самонастройки или адаптивности системы определяет траекторию движения хозяйственного объекта в границах своих возможностей. Руководство предприятия постоянно осуществляет мониторинг внешней среды и корректирует хозяйственную систему, приспосабливая ее к изменяющимся условиям внешней среды. Со временем единичные действия, предпринимаемые организацией в процессе регулирования, накапливаются и требуют более глобальных изменений для приведения в соответствие всех элементов системы. К этому же результату могут привести серьезные изменения внешней среды предприятия. Эта форма трансформации называется реструктуризацией.

Понятие «реструктуризация» как в узком плане — структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования ресурсов предприятия, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц[1], так и крайне широко — преобразование структуры производства, основных средств, методов хозяйствования, позволяющих предприятиям преодолеть кризисное состояние, обеспечить рентабельную работу[2]. С точки зрения кризисной адаптации представляется целесообразным расширенный подход к реформированию предприятия и его отраслевой инфраструктуры, согласно которому процесс реструктуризации определяется как комплексное изменение структуры и методов функционирования, обеспечивающее эффективное использование потенциалов, осуществляемое в рамках взаимодействия с изменяющейся внешней средой[3].

1.1        Методы оценки деятельности предприятия в рыночной среде

В российской практике маркетинга и менеджмента в настоящее время дискутируется вопрос о роли и месте различных методик анализа среды в процессе планирования рыночной деятельности предприятия. Основная проблема кроется в том, что сложилось упрощенное и потому не всегда корректное представление о значении анализа рыночной среды предприятия, связанное с неправильным использованием различных методик анализа, в частности анализа сильных и слабых сторон компании-SWOT[4].

[1] Крыжановский В. Г. Реструктуризация предприятия: Конспект лекций. – М.: Приор: Ивако Аналитик, 1998. С. 75.

[2] Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Справ. Пособие / Под ред. И. И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2000. С.13.

[3] Тутунджян А. Реструктуризация предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1999.  № 3.

[4] Иванющенкова М. Менеджмент мертв. Следующий — маркетинг // Секрет фирмы. Тематические страницы журнала «Коммерсантъ-Деньги». 2002. № 6. С. 41.