Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 20-21

Технологические и природные (экологические) факторы относятся к одной группе. Технологии не существуют без ресурсов. Более современная технология может экономить одни виды природных ресурсов, в то же время оказывая негативное воздействие на другие.

Прогнозирование технологического прогресса может иметь исключительное значение, тем не менее оно часто связано с трудностями различного характера. Темпы развития технологии постоянно возрастают, направление ее развития изменяется часто в неожиданных направлениях.

Очень часто решение об установке дорогостоящего производственного оборудования принимается в условиях высокой вероятности того, что развитие технологии может вскоре привести к устареванию продукта, который планируется выпускать на этом оборудовании.

Прогнозирование технологического прогресса, требующее значительных инвестиций, является жизненно важной функцией многих быстроразвивающихся отраслей промышленности (например, отраслей бытовой электроники). Благодаря прогнозированию возможен эффективный и быстрый выпуск на рынок технологически новой продукции, приносящей более высокие доходы.

Следующая группа факторов макросреды — экономические и конкурентные факторы, влияющие на решения и действия как предприятий, так и покупателей. Колебания цикла деловой активности влияют на покупательную способность, так как воздействуют на уровень цен и процентные ставки. В период экономического подъема уровень безработицы снижается, а доходы населения повышаются. Учитывая низкие темпы инфляции, эта комбинация приводит к росту покупательной способности.

Во время экономического спада уровень безработицы растет и общая покупательная способность снижается.

Перед предприятиями стоит задача выявления общемировых, национальных и региональных экономических тенденций для определения того, как цикл деловой активности повлияет на их рынки.

Уровень реального дохода (то есть дохода после налогообложения) на душу населения является индикатором состояния развития экономики страны, так как доход — это основной источник покупательной способности. Совокупный доход остается важным показателем состояния рынка.

Необходимо учесть роль, которую играет в рыночной экономике конкуренция. Очень немногие предприятия (если такие вообще существуют) осуществляют свою деятельность в свободной от конкуренции обстановке. В последнее время наблюдается тенденция по контролю деятельности существующих монополий со стороны государства с целью сведения к минимуму того негативного эффекта, который они могут оказать на интересы потребителей. Большинство рынков России сейчас характеризуются сложной и неустоявшейся структурой конкуренции. Учет этого макрофактора позволит избежать ошибок и использовать возможности, возникающие в процессе конкурентной среды в РФ.

Политические, правовые и законодательные факторы рыночной среды тесно переплетены между собой. Законодательство регулирует деловую практику, правовые решения истолковываются судами, а контролирующие органы в большинстве своем создаются и возглавляются выборными лицами или лицами, назначенными правительством или государственными органами. Законодательство и регулирующие акты (или их отсутствие) отражают существующую в настоящий момент политическую среду.

Политический фактор рыночной среды оказывает большое влияние на решения и стратегии. Предприятиям и организациям, придерживающимся концепции маркетинга, необходимо поддерживать через официальные каналы лоббирования хорошие отношения с органами власти, так как в этом случае существует меньше вероятности того, что они неожиданно создадут или введут в силу законодательство или нормативные акты, ограничивающие деятельность этих компаний. Некоторые предприятия пытаются влиять на ход политических событий, в рамках закона содействуя выбору тех политиков, которые относятся к ним положительно. Официальные органы власти могут играть ключевую роль в выходе предприятия на внешние рынки.