Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 42-43

1.1.1      Анализ маркетинговой среды

На протяжении последних лет в России наблюдается стабильное увеличение объема производства полимерных пленок. В 2008 году объем производства полимерных пленок вырос к уровню 2007 года в натуральном выражении на 5%. В 2009 году темп роста объема производства был в 8 раз выше уровня 2008 года. В 2008 году темп роста объема производства не превысит 20% в натуральном выражении. Среднегодовой темп прироста объема производства за период с 2007 по 2011 гг. составил 18,1%.

За последние 3 года экспорт не превысил 10% в структуре российского производства полимерных пленок — это говорит о том, что ввод новых производственных мощностей идет главным образом для удовлетворения потребностей российских компаний.

Несмотря на рост объема импорта полимерных пленок, его доля в структуре российского рынка уменьшается. Это объясняется более высокими темпами роста объема производства пленок российскими производителями. В 2008 году доля импорта составит 33,1% от объема рынка в натуральном выражении. Объем потребления полимерных пленок растет медленнее производства и вырастет в 2008 году немногим более 15%[1].

По оценке «Экспресс-Обзор», наибольшим спросом в 2011 году пользовались пленки из полиэтилена. На втором месте — пленки из полипропилена, на третьем — из ПВХ. В 2011 году тройка наиболее популярных видов пленок сохранит свои позиции, несмотря на то, что суммарная доля остальных видов пленок увеличится в структуре российского рынка. В стоимостном выражении на втором месте по объему потребления — пленки из ПВХ, хотя в натуральном выражении они занимают 3-е место. Замыкают тройку лидеров по объему потребления пленки из полипропилена. Доля многослойных пленок (ламинированные, соэкструзионные, пленки с твист-эффектом и др.) в структуре рынка полимерных пленок в 2011 году составила 12,1% в натуральном выражении. Более половины объема потребления многослойных пленок приходится на ламинированные пленки[2].

По данным Маркет Репорт, в 2011 году общее потребление полиэтилена в России превысило уровень 1658 млн. тонн (рост составил около 15% в сравнении с 2010 годом). Отечественным производителям удалось выпустить рекордные объемы полиэтилена (599.6 тыс. тонн) за счет увеличения мощностей на «Казаньоргсинтезе».

В течение последних десятилетий темпы роста мирового потребления полимерных материалов опережают темпы роста общемирового производства.  По оценкам экспертов, подобное соотношение сохранится и в обозримой перспективе — в среднем мировой валовой продукт в течение первого десятилетия нового тысячелетия будет расти на 5,5% в год, в то время как потребление пластмасс будет увеличиваться ежегодно в среднем на 6%. К 2015 году, прогнозируемый объем произведенных полимерных материалов достигнет 260 миллионов тонн против 210 миллионов тонн в 2011 году.[3]

Главным сегментом рынка являются пищевая промышленность России и стран СНГ. В связи с тем, что пищевая промышленность в России, как и в других развитых странах, является одной из стратегически важных отраслей экономики, она имеет устойчивое положение в макроэкономике.

Доля компании ООО «Мир Полимеров» на рынке полимерной пленки и полимерной упаковки является весьма незначительной в целом по России. В Москве доля компании составляет по оценкам менеджмента 5%. В Московской области – менее 1%. Рынок характеризуется малой структурированностью. На нем присутствует огромное количество компаний – более ста. Производители стандартных пластмасс (ПВХ и полистирола) и, особенно, компании, производящие технические пластмассы ожидают дальнейшей концентрации капитала или, в крайнем случае, усиления кооперации. Взаимные соглашения о поставках и появление первых совместных венчурных предприятий отражают то, что процесс концентрации набирает обороты также в области производства технических термопластмасс. Это вновь предпосылка к повышению цен непосредственно для потребителя.

[1] Полиэтилен в России – 2011, -М., КОРТЕС, 2012. С. 4.

[2] Рынок полимерных пленок 2010 – 2011,-М., Экспресс-Обзор, 2012. С. 15.

[3] Кобзева Н.С. Анализ состояния современного потребительского рынка основных полимеров. Новости отрасли // Пластикс №1, 2012.