Особенности адаптации предприятий к рыночной среде на современном этапе — страница 52-53

Бухгалтерия тесно связана со всеми структурными подразделениями, со службами и отделами аппарата управления и отдельными исполнителями. Представляемые в бухгалтерию всеми подразделениями и службами организации необходимые для учета и контроля документы, отчетные сведения, а также плановые, сметные и нормативные данные обрабатываются и группируются по определенным признакам, и на их основе готовится информация о деятельности отдельных подразделений и организации в целом. Практическая ценность этой информации заключается в том, что она позволяет глубоко анализировать экономические показатели работы, систематически контролировать хозяйственные процессы и явления, делать на их основе нужные выводы и принимать меры по улучшению работы ЗАО «Мир Полимеров», его подразделений и служб.

Особое внимание бухгалтерского аппарата обращено на функции контроля. Контроль, осуществляемый бухгалтерским аппаратом, можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Маркетинг, сбыт и заготовка как система фактически отсутствуют. Численность и технология работы службы маркетинга (2 чел.) резко (в 4-5 раз) недостаточны для активной работы на рынках покупателей и поставщиков. Коммерческая служба предприятия состояла из следующих отделов, подчиненных однако разным заместителям директора:

  • отдел сбыта;
  • отдел маркетинга;
  • торговый отдел;
  • отдел материально-технического снабжения.

К началу 2008 года отдел маркетинга просуществовал всего около четырех месяцев. Отдел сбыта включает несколько подразделений:

  • диспетчерскую службу по приему заявок;
  • экспедицию, осуществляющую отгрузки готовой продукции.

Таким образом, под началом заместителя директора по сбыту были две службы, работающие на тяжелых, конкурентных рынках и требующие постоянного, пристального внимания. Функция продаж отсутствовала. Не было на предприятии ни менеджеров по продажам, ни торговых агентов, ни отдела продаж.

В отделе маркетинга не было технологий маркетингового анализа, проведения рекламных акций и т. п. Отсутствовала первоочередная маркетинговая информация о емкости рынка, доле рынка ООО «Мир Полимеров», предпочтениях покупателей, количестве предприятий розничной торговли в г. Москве.

Не существовало гибкой ценовой политики и планирования ассортимента «от рынка». Система ценообразования являлась полностью затратной. Менеджеры высшего и среднего звена не знали об истинном рыночном положении предприятия.

Состояние системы управления финансами также имеет существенные недостатки. Была поставлена первая очередь поквартального бюджетирования (планирование контроль, премирование). Однако не разрабатывалась финансово-экономическая стратегия, не использовались методы принят выгодных финансовых решений, не был поставлен управленческий учет. Отсутствовала система планирования и управления корпоративными финансовыми потоками и инвестициями.

Состояние системы управления персоналом следующее. Управление персоналом находится на уровне неплохо поставленной традиционной работы отдела кадров. Отсутствует мотивация на результат, работа по командообразованию.

Состояние системы управления производством. Управление производством находится на уровне выше среднего и сдерживающим фактором на тот момент не является.

Главным недостатком, приносящим основные потери по конечному результату, является очень слабая проработка комплексных проблем и сквозных механизмов управления «на результат». Стратегическое управление развитием как система отсутствует на уровне предприятия и на уровне собственника: четких формулировок целей, критериев, приоритетов, «правил игры» и процедур стратегического управления нет.