Управление человеком в организации (современные концепции) — страница 5-6

Глава 1               Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами в организации

1.1        Понятие человеческих ресурсов и изменение их роли в хозяйственной деятельности современных организаций

В западной экономической науке общепринятыми понятиями для описания общественного труда являются понятия «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал» и «человеческий капитал». В российской научной литературе состав категорий более широк: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «интеллектуальный потенциал» и «человеческий капитал»[1].

Как правило, под кадрами понимают совокупность работников компании, которая характеризуется профессионально-квалификационной, социально-психологической, половой, возрастной и другими структурными составляющими. К кадрам относят только работников, которые обладают профессиональной способностью к труду, имеют специальную подготовку для работы в определенных компаниях[2].

Персонал представляет собой, прежде всего, людей со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, — это часть экономического и инновационного пространства компании; они должны не только целенаправленно адаптироваться к внешним и внутренним условиям деятельности компании, но и приносить ожидаемые от них результаты. Поэтому передовые компании руководствуются философией превосходства персонала над другими видами ресурсов, справедливо считая, что основной потенциал успешной деятельности компании заключен в нем, его квалификации и преданности интересам организации.

«Персонал» является более широким понятием, включающим в себя понятие «кадры», поэтому предметом управления персоналом компании выступают собственно персонал и отношения работников в процессе деятельности с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в функционировании компании, достижения ее стратегических целей. Современная концепция управления персоналом ставит в центр деятельности организации как социально-экономической системы конкретного человека и рассматривает работника как ключевой элемент организационно-экономического механизма  компании.

Представляется, что наиболее емким является понятие «человеческие ресурсы», поскольку для достижения своих целей компания может не только использовать собственных сотрудников, но и привлекать людей со стороны.

В настоящее время общепринято выделять следующие основные характерные этапы развития взаимоотношений наемного работника и владельца бизнеса[3]:

  1. Концепция «управление кадрами» (конец XIX – середина XX вв.), связанная с учетом работников и ведением делопроизводства по кадровым вопросам (основные подходы нашли отражение в работах Ф.Тейлора, Г.Форда, А.Файоля и др.). В рамках этой концепции вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и соответствующей зарплатой. Человек был придатком машины и самым незначительным ресурсом предприятий (в отличие от материальных и финансовых ресурсов). Предприятиям того времени требовался лишь учет своих работников, подобно тому, как учитывались и другие ресурсы производства.

[1] Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Инфра-М», 2006.

[2] Поршнев А.Г. и др. Управление организацией. М.: Инфра-М, 2003.

[3] Хачатурян А.А. Управление человеческими ресурсами в бизнес — организации: Стратегические основы. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. с. 8-11.