Управление человеком в организации (современные концепции) — страница 7-8

Суть управления кадрами в рамках этой концепции заключалась в рациональном разделении труда и определении особенностей его содержания для каждой рабочей должности. Наем и обучение персонала осуществлялись также дифференцированно, исходя из ранга и профессиональных особенностей соответствующей должности.

  1. «Управление персоналом» (эта концепция получила свое начало с 30-х гг. XXв.) как деятельность по подбору, подготовке, расстановке и высвобождению персонала организации. Функционально эта деятельность отличалась от традиционной системы работы с кадрами тем, что в нее также стали включаться вопросы мотивации и оценки труда персонала. Различные аспекты этой группы концепций разрабатывали М.Вебер, Э.Мэйо и многие другие. Этот подход появляется вместе с усложнением труда и техническим развитием производства.

Основные отличия концепции управления персоналом от концепции управления кадрами состоит в том, что типичный стиль руководства в рамках нового подхода в большей мере ориентирован на человека, при этом получают развитие принципы коллективизма в работе, сотрудники начинают привлекаться к процессу принятия решений, в организации работы широко используется групповой подход.

В рамках этой концепции человек становится таким же важным ресурсом производства, как и финансовые, материальные и другие ресурсы. «Сделай работника довольным условиями труда и вознаграждением – и он будет эффективно трудиться» — вот основной лозунг такого подхода к работе с персоналом[1]. Простого учета работников и кадрового делопроизводства становится недостаточно – необходимо планировать качественный и количественный состав работников предприятия, оценивать, подходит ли тот или иной сотрудник на ту или иную должность, мотивировать к эффективной работе, обучать и развивать персонал.

При реализации подхода управления персоналом сотрудник на предприятии персонифицировался через свою должность, а управление им осуществлялось в основном через административные механизмы. Категория «персонал предприятия» определяла некий, пусть формальный, но единый статус для всех наемных работников, независимо от их положения на уровнях служебной иерархии. Рационализация производственных и управленческих процессов нашла свое выражение в укреплении функционального разделения труда, в совершенствовании организационных структур управления, в более четкой регламентации деятельности руководителей и подчиненных им работников. В то же время личная инициатива, коллективное самоуправление, инновационная активность сотрудников еще не рассматривалась в качестве базисных элементов системы управления персоналом. Эффективное управление связывалось в первую очередь со стремлением рационально регламентировать структуру организации, достичь долговременной стабильности и устойчивости ее деятельности.

  1. Концепция «управление человеческими ресурсами» (HR-human resource). Этот подход возник в 1970- х гг., он связан с именами А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д. МакГрегора и других и является следствием происходящей в обществе научно-технической революции, соответствующего усложнения технологических процессов и роста интеллектуализации производства[2].

В рамках этой концепции человек стал рассматриваться как самый важный компонент организации. Производственный процесс постоянно усложняется и, соответственно, в стоимости конечного продукта растет доля интеллектуальных затрат, а простые операции, не требующие квалифицированного труда, автоматизируются. Поэтому в системе управления предприятием наряду с «финансовыми « и «материальными» ресурсами появляются «человеческие» ресурсы. Человек стал рассматриваться не как безликий элемент структуры предприятия, а как невозобновляемый ресурс, как элемент социальной организации. «Наши работники – это наши наиболее важные активы» — этот лозунг передает суть нового подхода к управлению человеческими ресурсами.[3]

[1] Хачатурян А.А. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации: Стратегические основы. М.: Издательство ЛКИ, 2008. с.10.

 

[2] Катунина И.В. Развитие концепции стратегического управления человеческими ресурсами // Проблемы и перспективы развития экономики труда и управления персоналом: Материалы Восьмой межрегиональной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. С. 170.

[3] Хачатурян А.А. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации: Стратегические основы. М.: Издательство ЛКИ, 2008. с.11.