Управление человеком в организации (современные концепции) — страница 9-10

  1. Концепция управления человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек уже не только особый объект управления, но и субъект управления, который уже не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должна строиться стратегия и структура организации. Основоположники концепции – японцы К. Мацусита и А. Морита. Лейтмотивом теории является высказывание президента компании Sony Акио Морита: «…Как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны и ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете»[1].

Казалось бы, кадры, персонал… — казуистика понятий, однако роль человеческого фактора в современном постиндустриальном экономическом механизме действительно изменило представление о роли человека в организации. Начиная со второй половины 80-х годов XX в., большинство американских и европейских исследователей стали акцентировать внимание на роли и значении не столько информации, сколько знаний, что породило целый спектр новых определений современного общества, среди которых такие, как «knowledge society», «knowledgeable society» и т. п. В информационном обществе интеллектуальная рента наряду с обычной рентой с природных ресурсов становится важным, если даже не главным источником прибавочного продукта, прибыли.

Располагая той или иной полезной информацией, людям удавалось построить такие хозяйственные системы, с помощью которых удавалось получить синергетический эффект в развитии корпорации.

Процессы извлечения добавочных доходов можно обнаружить в любых областях человеческой деятельности, там, где используются опытные знания и данные науки. Это особенно касается наукоемких отраслей, где широко используются инновационные идеи по улучшению технологического процесса и потребительских свойств производимого продукта и где также используются совершенные машины и механизмы, сами по себе представляющие сгусток накопленной информации, знаний.

Можно привести в пример корпорацию Apple, стоимость которой выросла до астрономических высот. На данный момент их стоимость составляет $544 за штуку, что приблизительно на 200% больше их стоимости полгода назад. Стоимость компании возросла настолько, что ее стоимость сейчас превышает ВВП Польши и некоторых других стран, а нефтяной гигант Exxon Mobil, с которым Apple какое-то время делила звание самой дорогой компании, остался далеко позади[2].

Причина успеха Apple кроется в том, что на самом деле пользователи не осознают своих желаний. Компании, под руководством Стива Джобса удалось  создать такие продукты, которые позволяют эти мечты не только осознать, но и воплотить в жизнь. Первым прорывом, меняющим облик мира, стал «Макинтош», появившийся без малого три десятилетия тому назад. Затем Стиву Джобсу пришлось покинуть Apple. Потом он снова вернулся в Apple и спустя несколько лет мир был приятно удивлен появлением iPod, в создании которого немалую роль сыграл гений великого Стива[3].

Однако компанию постигла трагическая утрата. Apple лишилась своего выдающегося лидера и больше нет уверенности в том, что она сохранит свою способность выпускать устройства, меняющие правила игры и облик мира. Джобс был для публики лицом компании и даже неким «богом», а пришедшая ему на смену команда «эффективных менеджеров» не будет пользоваться тем же доверием рынка, полагает эксперт аналитического агентства MForum Алексей Бойко. «Несмотря на то, что эта команда собрана Джобсом, люди предпочитают харизматичных «героев», — сказал Бойко[4].

[1] «Обучающиеся» к развитию культуры организации [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://tsyganok.ru/pubs/pub.asp?id=2168, свободный. — (Дата обращения — 28.03.2012)

[2] Стив Возняк размышляет о стоимости акций Apple [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.iguides.ru/forum/showthread.php?t=50513, свободный. — (Дата обращения — 28.03.2012)

[3] Фурманн Р. Apple: Изнанка успеха [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.appleinsider.ru/analysis/apple-iznanka-uspexa.html, свободный. — (Дата обращения — 28.03.2012)

[4] Apple сохранит лидерство и после смерти Джобса [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ria.ru/economy/20111006/450822569.html, свободный. — (Дата обращения — 28.03.2012)