Управление человеком в организации (современные концепции) — страница 13-14

Между тем сохраняющееся до сих пор упрощенное понимание эффективности производства и производительности труда часто ведет к механическим приемам в их измерении, при которых не улавливаются многие качественные результаты деятельности. А это в свою очередь не дает возможности максимального включения в производственный процесс качественных характеристик, и прежде всего качественного труда. Уже в 80-е годы прошлого столетия западные ученые пришли к выводу, что «одна из важнейших причин нынешнего тупика в развитии западной промышленности -неспособность обеспечить правильное использование человеческого элемента»[1].

Опыт японских фирм свидетельствует, что компьютеризованное производство отнюдь не должно быть безлюдным, главное — не сокращать персонал, а поднимать его активность и творческий потенциал, увеличивать производительность его труда[2].

Положение о решающем значении человеческих ресурсов в производстве разрабатывается весьма плодотворно, например профессор Гарвардского университета Маккоби предложил теорию техносервиса, или передовых методов труда[3]. Согласно этой теории, не технология, а человек — носитель самого надежного и неисчерпаемого потенциала продуктивности. На смену представлениям о безлюдном производстве пришли представления о технологиях, опирающихся на высокоинтенсивное участие человека в процессе труда. К таким технологиям относятся, прежде всего, информационные технологии, которые по своей сути нацелены не на вытеснение людей из производственного процесса, а, напротив, на создание условий для более эффективного использования людей в производственном процессе.

Изменение   роли   человека   в   современном   производстве   породило формирование идеи человеческого капитала (human capital).

Человеческий капитал определяется по-разному. Чаще всего речь идёт о содержании понятия «человеческий капитал», реже – о форме и закономерностях его существования. В экономической теории концепция человека, или модель человека, представлена в трудах Г. Беккера, Ф. Махлупа, Д. Белла, О. Тоффлера, С.А. Дятлова, Р.И. Капелюшникова, С.А. Курганского и др. В.С. Автономов выделяет следующие характеристики «экономического человека»:

  • это — человек, делающий выбор в условиях ограниченности доступных ресурсов;
  • его предпочтения и ограничения являются факторами, обуславливающими данный выбор;
  • это — человек оценивающий, сравнивающий между собой альтернативы выбора;
  • это — человек утилитаристский, руководствующийся своими собственными интересами и оценивающий выбор по последствиям для себя в будущем;
  • это — человек, действующий рационально и максимизирующий свою целевую функцию[4].

Человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом, собственно, фундаментом роста  ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического  труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в начале XXI века в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал — только около 30% (Рис.1). При низком уровне человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи.

[1] Экономика труда:  (социально-трудовые отношения) / Под ред.  Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2002. С. 73.

[2] Денисов Ю. Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М., 1991. с. 127.

[3] Меркулов Н.Н., Ширяева Л.В. Развитие концепции синергетического управления [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nvmgu_eim/2010_1.pdf, свободный. — (Дата обращения — 28.03.2012)

[4] Автономов, В. Модель человека в экономической науке / В. Автономов. – СПб. : Экономическая школа, 2008. С. 14.