Рис.1. Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии[1]
Недостатком такого подхода является то, что работающие люди в экономическом плане рассматриваются наравне с вещественными факторами производства. При этом выделяются лишь специфические составляющие человеческого капитала — затраты на поддержание здоровья работающих людей, затраты на поиск работы, на образование и обучение и т. д.
Российская Федерация является страной с формально высоким уровнем образования населения. В 2010 г. удельный вес лиц с высшим образованием (включая послевузовское) среди занятого населения составил 28,2%, со средним профессиональным – 27,1%. Таким образом, среди занятых удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием достиг 55,3%. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире, уступая только Норвегии, США и Нидерландам[2]. Вместе с тем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывает ПРООН (UNDP), Россия в 2011 г. заняла 66-е место (0,755) в мире из 169 стран[3]. Страны с самым высоким индексом развития человеческого потенциала – Норвегия (0,938), Австралия (0,937), Новая Зеландия (0,907) США (0,902), а также страны, входящие наряду с Россией в страны БРИК – динамично развивающиеся государства до экономического кризиса 2008 г. Соседями России по индексу ИЧР являются Беларусь и Гренада.
Поскольку главным ресурсом становятся знания, люди, обладающие информацией и знаниями, творческие способности людей, то главным в мотивации и стимулировании должно становиться совершенствование этих способностей, саморазвитие и самореализация личности, т.е. ориентация на высшие потребности человека. Все в большей степени в качестве стимула будет выступать сам творческий труд, новое содержание трудовой деятельности, целью и результатом которой (а следовательно, и мерилом вознаграждения) становятся инновации. В творческой инновационной деятельности стирается грань между рабочим и свободным временем, между затратами и результатами труда. Важнейшим мотиватором в таких условиях становится престижность труда.
Престижность труда — такое динамичное состояние процесса труда, составляющих его элементов, при котором возрастают его возможности в развитии и использовании способностей и сущностных сил человека.
Престижность труда охватывает не только отдельные характеристики трудовой деятельности (условия труда, содержание труда), но и доходность, род занятий, профессию. Престижность труда — важнейшее интегративное его свойство, которое определяет границы его плодотворности, эффективности, меру развития потенциала человека, степень удовлетворенности трудом и отношение к нему.
Можно отметить целые отрасли российской экономики, где падение престижности труда обусловило их фактическую стагнацию, массовое высвобождение рабочей силы: сельское хозяйство, легкая промышленность.
Рассмотрим этот тезис на примере сельского хозяйства. Диспропорции в российской экономике, страдающей сильной сырьевой зависимостью, отразились и на сельском хозяйстве. Казалось, проще ввозить сельскохозяйственную продукцию из-за рубежа на деньги от экспорта энергоресурсов, чем вплотную заниматься развитием этой ресурсоемкой и малопроизводительной отрасли.
[1] Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // ВЭ, 2003, № 2
[2] Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. – М.: ГУ-ВШЭ, ЦИНС, 2011. С. 54.
[3] Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех / Пер. с англ.; ПРООН. – М., Издательство «Весь Мир», 2011. С. 121.